О зарубежной фантастике

Mar 09, 2021 20:29

Заслушала ролик Клима Жукова с Максимом Бендусом: рассуждения о советской и буржуазной фантастике.

Послушать в принципе интересно: и тема близка,  и люди неглупые.
Общая мысль ролика: вот раньше была фантастика, особенно советская, а сейчас ее нет, одно сплошное фэнтези, вот "Звездные войны" же фэнтези, а оно кассовое. Сейчас фантастика осталась только в Китае.

Я это слышу не первый раз, и меня это немного удивляет. Правда, я совершенно не эксперт, и читаю я вообще не так много, далеко не по книге в день и даже не всегда по книге в неделю получается, и из этого не все фантастика (хотя да, из беллетристики почти только она).

Возможно, дело в том, что фантастику я читаю/слушаю по большей части на немецком. Так вот, я вам скажу, там еще очень есть что почитать. И я не вижу, что это "фэнтези" - там есть совершенно разные вещи, вплоть до "твердой железячной НФ" от всяких там бывших инженеров, с любовным описанием каждой клепки (пример тому, скажем, тот же "Марсианин" - имею в виду книгу, а не фильм).

Не знаю, почему, но мои любимые авторы как раз немцы. Это, конечно, Эшбах, про которого я не устаю писать. Все в России его знают только по "Видео Иисус", но это  на мой взгляд далеко не лучшее. Вот недавно он написал офигенную длинную сагу про крылатых людей - нет, никакого фэнтези. Строгая НФ. Генетика, генная инженерия, строгое экологическое соответствие, ну и фирменный эшбаховский социальный пессимизм. Называется "Eines Menschen Flügel", по-русски - "Крыло человека", или лучше даже "Крыло человечье".
Это также Франк Шетцинг, великолепный популяризатор, прямо современный Жюль Верн. Правда, немного нудноват. Это Карл Ольсберг, который специализируется на искинах и прочей виртуальной реальности, и австриец с похожим именем Марк Эльсберг. Ну и другие, менее известные. Вот есть такая Тереза Ханниг, которая пишет  наивные социальные антиутопии - ну наивные, но зато интересно. А ну да, и автор, которого не знает вообще никто в России, как мне сказал один эксперт, но который а. дико интересно пишет, б. настоящую крутую НФ, в. еще и железячник, г. неплохо продается в Германии - это Филип Петерсон.

Конечно, есть что почитать и в англоязычном мире. Невозможно пройти мимо Нила Стивенсона - я просто удивляюсь, почему Жуков его не упоминает, ведь это все-таки очень известный автор. и к тому же даже и на русский многое переведено. Энди Вейра ("Марсианин" и многое другое) я уже упоминала. Есть еще Эггерс со "Сферой", но видимо, его уже нельзя считать фантастом, фантастика - это же у нас только про космические корабли... Или вот навскидку, недавно я читала совершенно потрясающую книгу Клер Норт, я ее даже два раза прочитала - "Много жизней Гарри Огюста" (оригинал The first Fifteen Lives of Harry August-Richard). Она построена на той же идее "калачакры", что и одна из книг Стругацких (Аркадия Стругацкого, собственно) - человек проходит одну и ту же жизнь бесконечное число раз, каждый раз после смерти снова рождаясь в одном и том же году, при одних и тех же обстоятельствах. Однако разработка этой вроде бы простой и сказочной идеи очень оригинальная, сложная, и даже несмотря на сказочный бред про СССР, книга захватывающая.

Есть и японская фантастика, и еще наверное какие-то фантастики есть, в каждой стране своя. И я бы сказала, всего этого не меньше, а больше, чем во времена реального расцвета науки и техники. Взять ту же немецкую фантастику: никакой связи с реальным положением дел в стране с наукой. Немецкие школьники отличаются согласно последним данным очень низким интересом к "MINT" - комплекс математики, информатики и естественных наук, а этот самый MINT определяет потенциал развития страны. Но с фантастикой все нормально. Для фантастики не нужно много технарей - достаточно нескольких технарей с литературным даром. Ну и еще нужна какая-то читающая аудитория, и она есть - может быть, не очень большая, но есть. Конечно, весьма ограниченная. Но видимо, издателям этого хватает. Да, какая-то ЦА есть у фэнтези, какая-то - у НФ, и этого достаточно.

Я бы не сказала, что и в области фильмов и сериалов все так уж плохо. Удивляюсь, что в качестве "настоящей НФ" названа исключительно "Экспансия". Я, если честно, потянула из нее только несколько серий, потому что скучно смотреть на все эти разборки в космосе, детективные сюжеты и прочий криминал. Но ведь есть, например, "Потерянные в Космосе". Или это не фантастика, потому что там дети и женщины? "Фринж" вот очень мне понравился. "Стар Трек" худо-бедно продолжается, еще отдельный сериал "Пикар" сняли. Хороших фильмов, конечно, не так много, но их и раньше было по одному на десятилетие.

Про российскую фантастику, как обычно, ничего говорить не буду - почти не читаю.

То есть я бы не сказала, что все ужасно в фантастике, а раньше все было прекрасно. Раньше у нас была доступна переводная фантастика, а переводили самое лучшее, причем высококвалифицированные переводчики. И всяких "железячников" не переводили как раз вообще. И вот философские притчи Шекли и Брэдбери - это что вы хотите сказать, "настоящая НФ, в отличие от нынешней ненастоящей"?  Или Азимов, придумавший своих роботов и растекшийся мыслью по древу на много томов - того, что у нас теперь презрительно называют "социальной фантастикой"? Или сказочник Саймак?

Отличие советской фантастики от зарубежной в другом: она содержала научную социальную компоненту, то есть могла квалифицированно предсказывать социальное будущее в его оптимистичном варианте. Сейчас фантаст, если он честный и хочет оставаться научным фантастом, может быть только пессимистом. Жанры антиутопии и постапокалипсиса - это наше все на сегодня. Ну или он может быть, как я, оптимистом, но в этом случае должен быть коммунистом и готовым к тому, что его книги не примут, а самому только по башке настучат (и еще объяснят, что он бездарь). Никакого оптимистичного будущего вне перехода к коммунизму предсказать нельзя - оно невозможно. Западные фантасты его и не предсказывают (это российские, как Розов или Горькавый, наивно фантазировали - да и то, думаю, сейчас уже должны были поумнеть и понять. что сказочки писали).

Но вот прямой корреляции между количеством и качеством фантастики и техническим развитием как-то не просматривается. Нет, если в стране вообще очень мало технарей, то маловероятно, что кто-то из них начнет писать НФ. Но когда их просто достаточное количество - начнут писать, никуда не денутся. И даже наоборот, если в реальной жизни никакого просвета не наблюдается - фантастику будут писать и читать с еще большим рвением и интересом.
До тех пор, конечно, пока интерес к MINT в населении полностью не угаснет, и некому станет все это читать в принципе.

фантастика, про книжки

Previous post Next post
Up