Граница последнего советского поколения

Jan 13, 2021 23:39

Писать о поколениях - дело неблагодарное, обязательно набежит кто-нибудь с криком "а вот я этого возраста, но у меня все не так". Потому что ясно, что не бывает все у всех одинаково, и все это достаточно условно.

Но хочется написать о таком феномене, как совершенно четкая граница, где кончается последнее советское поколение, и начинается первое постсоветское.
Если их можно так назвать.




Эта граница проходит в районе 1977-1978. Года рождения, разумеется.
Я всегда совершенно четко ощущала эту границу и удивлялась этому.

Так сложилось, что я легко сходилась всегда именно с этими людьми, у меня было мегадофига приятелей и друзей именно из этого поколения. Они мне казались вроде бы и понятными, и такими же, как я - но яркими и необычными. Но со временем мне становилось ясно, что они - именно совсем другие. И то, что я принимаю за необычность, в их поколении как раз норма.

Почему так? Сначала о причине. Да, эти люди прекрасно помнят СССР, они были уже не мелкими в момент его развала. Более того, они в СССР сформировались. Они обычно даже были пионерами (комсомольцами уже нет). Учились в той же типичной советской школе, еще носили школьную форму, их еще эта школа формировала и воспитывала, дарила системный взгляд на вещи, любопытство и интерес ко многому. С ними интересно. С ними можно поговорить, можно спорить до утра. В общем, они кажутся по духу совершенно такими же, как наше последнее поколение.

Разница в том, однако, что наше поколение формировалось в подростковом возрасте, лет с 12-13, все еще в условиях крайне ограниченной информации. А их - в условиях информационного изобилия. Переизобилия. Их 12-13 лет - это 90й год. Весь подростковый период лавина различной информации только нарастала. При этом благодаря хорошему детству - с гулянием во дворе, строгой школой, книгами - они были способны эту информацию воспринять, выбрать из нее не самую жвачку, а что-нибудь ценное, и серьезно это осмыслить. Благодаря тому, что в детстве они читали "нужные книги", и на них как-то влиял СССР, они понимали, что надо искать смысл жизни - и находили его в совершенно разных вещах. Поэтому они и казались мне яркими и интересными.
Дальнейшие поколения уже выбирали по большей части жвачку, осознав, что смысла не найдешь, да оно и ни к чему.

Что я имею в виду под информационной ограниченностью для нашего поколения? Наши подростковые годы, когда формируются интересы и смыслы - это глухие 80-е.
Сейчас даже невозможно представить, насколько однонаправленным был наш мир.
И дело даже не в том, что не было информации по той же религии. Она была. Можно было освоить содержание христианства по учебникам научного атеизма, по Лео Таксилю. Культурную составляющую религии (картины, музыку) никто не отвергал. Но вот самой Библии было никак не достать и не почитать. Когда я впервые прочитала  Евангелие, в 18 лет, меня поразила в первую очередь художественная сторона повествования, ведь это невероятно красиво. Стало досадно, почему же мы не могли прочитать это раньше.

Кроме того, не было информации о том, что в религии может заключаться какая-то истина, хотя бы в принципе. Что религией может интересоваться кто-то, кроме бабушек, которых "надо уважать", но которые старенькие и по-другому не могут.

Конечно, я понимаю, что были и тогда какие-то дети из семей священников или московской тусовки, у которых это было не так - но у большинства детей в стране было именно так.

Но что там говорить - чем перечислять все, чего в нашем детстве не было, проще назвать то, что было.

А было однонаправленное строго советское воспитание. В первую очередь патриотическое. Нет, оно тоже содержало очень много самых разных аспектов. Война. Космос. Наше светлое Будущее. Антиколониальная и антиимпериалистическая борьба народов мира. Впрочем, наша история - война и революция - к этому моменту были настолько отредактированы и забраны в такую глухую рамочку, что уже с трудом вызывали какие-то эмоции. Революция уже почти совсем нет. Война - да, все-таки практически у всех это было еще и семейное. Да и как она может не вызывать эмоции, ну хоть какие-то аспекты - Блокада, Сталинград, оккупация, "Молодая гвардия", сожженные деревни, дети-герои -  все равно есть моменты, к которым ты не останешься равнодушным. Как я где-то писала, это был воздух, которым мы дышали. Мы росли в одной парадигме. Она была цельной, стройной, логичной. Никаких других парадигм подрастающему сознанию не предлагалось, их было просто неоткуда взять. Американским неграм и народам Африки мы сочувствовали. Помните в фильме "И это все о нем" Женя украшает свой трактор фотографиями негров? Это, правда, еще более раннее поколение, в моем уже таких людей было очень мало. А.В. Харламенко рассказывал, как в 70-е студенты спонтанно выходили на митинги в поддержку народов Латинской Америки - в 80-е ничего этого уже не было. Но вот войной да, войной все еще многие интересовались искренне. Ничего, что я пишу просто Война? Для нас это все еще была просто Война, хотя сейчас это уже может звучать непонятно - какая мол, именно война, их же много. Как ни странно, но некоторые хотели ехать на БАМ. Все еще.

Если подросток моего поколения начинал искать смыслы, примеры для подражания, романтику и все такое прочее, ему для рассмотрения предлагалась лишь одна парадигма мира - советская. и именно там он все это находил. Или не находил, или даже не искал (в любом поколении, собственно, большинство вообще никаких смыслов не ищет).
У продвинутых подростков были и другие возможности, но тогда все они, в какую ни ткни - будь то религия в духе Ал. Меня, будь то рок-музыка, хиппи-панки, Система - были по преимуществу и в первую очередь антисоветскими. Созданными в пику всему вот этому. Как отрицание. Не то отрицание прямо советской, коммунистической парадигмы - не то (чаще) просто отрицание всеобщего лицемерия и вырождения (см, например, фильм "Асса").

Когда мы выросли, и на нас обрушился поток информации, мы из нее выбрали в первую очередь то, что касалось наиболее волнующих вопросов - коммунизма и СССР, многие из нашего поколения стали ярыми антисоветчиками. Кто-то, как я, потом качнулся в обратную сторону. Но так или иначе, весь наш жизненный маятник качался вокруг одной точки: советское - антисоветское, коммунизм - антикоммунизм. По сути, нас больше ничто так не волнует, не интересует, не кажется настолько же романтическим, трагическим, важным. Не может формировать наш смысл жизни.

Я сейчас говорю об этом безоценочно. Это факты. Может быть, это очень плохо. Может быть, наоборот, хорошо. Можно это интерпретировать по желанию как "ужасы Совка", а можно - как воспевание советского строя. Или как критику в адрес позднесоветского ревизионизма и вырождения. Как хотите. Я не знаю, как это интерпретировать. Но мне лично не хотелось бы вырасти в другой ситуации, не хотелось бы родиться на 8 лет позже.

Когда я стала в интернете сначала, а потом и в реале знакомиться с этим поколением 77-78, они меня очень удивляли. Поражали и этим нравились. У них какие-то совершенно другие вкусы. Например, они в восторге от книжек "про фронтир". Да нет, в моем детстве тоже были доступны все эти Майнриды, Куперы и прочие. Но как-то очень мешало восприятию то, что нам постоянно (не только пресловутый Сат-ок, и не надо устраивать очередной срач по его поводу) рассказывали и про геноцид индейцев, и про рабство негров. Какой еще "фронтир"? Ну ладно, почитать, может, и прикольно, но где-то в голове всегда же остается, что это все-таки захватчики, нехорошие завоеватели, да еще и будущие рабовладельцы: "Хижина дяди Тома" - наше все. То есть информация о классных парнях, которые там чего-то строили и осваивали очень сильно перебивалась информацией о том, что в принципе они ничем не отличались от нынешней "американской военщины" (устойчивый штамп). Словом, эти "люди фронтира" - четко НЕ НАШИ.

А вот для следующего поколения, может, и "наши". И их. Нуаче такова? Да ладно вам, с вашими индейцами и неграми, не будьте ханжами!

Сейчас это поколение стенает по поводу умученного демократами Трампа и проклинает BLM, а для нас в BLM нет даже ничего особенного, мы еще за Анджелу Дэвис переживали, у них это всегда было так, и мы это помним.

Они могли увлекаться разными Дюма и Дрюонами, королями и знатью, а для нашего поколения это - ну монархия. Ну прикольно почитать, да, но как-то всерьез воображать себя госпожой де Помпадур? Восхищаться? Да чем, простите? Мы же опять же в голове держим, что там были ужасы угнетения крестьянских масс.

Религия. Религия! Это у них очень серьезно и на всю жизнь. Моя знакомая этого поколения в возрасте 12 лет ходила по разным церквям (ее мать была прихожанкой Ал. Меня), выбирала, и сознательно выбрала католицизм. Кажется, в 13. И это не один такой случай, а как бы даже не типичный для поколения. Она до сих пор католичка, и это смысл ее жизни. Вообще это их смысл жизни, именно их. У них глубокие отношения с Богом. Они не понимают, как можно жить без Бога, не осознавая его, не веря.

Я сама была религиозной, но у меня, видимо, это никогда не было настолько глубоко и серьезно. Хотя я старалась, и наверное, внешне это было даже не заметно - я тогда и писала проникновенно-религиозно, и вообще было очень похоже. Способно ли вообще мое поколение (кроме детей, повторяю, из редчайших тогда духовных семей) к серьезной религиозности? Видимо, нет. В детстве нам дали другие смыслы, нам непонятно, почему для того, чтобы жизнь была наполненной и настоящей, непременно нужен Бог. Мы в общем и так без него обходимся.  Отравленные атеизмом, чо уж. Да еще долбанное научное мировоззрение. Никаких альтернатив в виде боженьки, ангелов, "невидимого мира", тонких планов, астрала, различных религий и учителей, "энергий", ауры, словом НИ-ЧЕ-ГО нам в детстве и отрочестве не предлагалось, зато нас окружали и прямо-таки лезли в глаза разнообразные книжки по физике, астрономии, биологии, палеонтологии, всяческой разной еще хренологии, занимательные математики, пособия, как собрать телескоп или радиоприемник... Да, многие из нас потом вроде как увлеклись религией или эзотерикой - но вопрос, насколько всерьез, и удалось ли выкинуть те книжки и пособия из головы.

В общем, это следующее поколение - хорошие, интересные, умные люди. Все они во что-то верят. При этом каждый - во что-то свое.

Окончательно мне стало ясно, что они - другие, когда мои украинские друзья этого поколения стали обандериваться, а произошло это уже примерно в районе 2004 года. Я могла принять любые увлечения этого поколения, но поклонение Бандере означало замахнуться на Войну, а это, как я уже писала - святое. Это - нет. Этого я понять не могла: как, люди вроде точно такие же, как я, с ними так легко и приятно общаться - и вот ТАКОЕ?

Но собственно, и другие - у кого русский национализм, у кого евразийство, у кого просто эльфийство. Они могли на полном серьезе переругаться насмерть из-за каких-нибудь тамплиеров (ОМГ! Где мы - и где те тамплиеры? Кому они на хрен нужны?) Приятные люди, интересные люди - мы так не можем, а те, кто родился после них - так уже тоже не могут, они и столько читать не в состоянии, и вообще к смыслам и романтике разной относятся очень осторожно. Перекормили их смыслами. Да и кому нужен какой-то смысл в наше время, кроме того, чтобы получше устроиться у кормушки...

Но я вижу, что более молодые - возвращаются. Потому что нас учили пусть и ограниченному - но правильному. Ничего более серьезного в мире, чем классовая борьба, антиимпериалистическая борьба, по-прежнему не происходит. Даже если совсем не думать о политике, политика в итоге все равно займется тобой. И те, кто еще моложе - вернутся к тем смыслам, которые были даны нам. Мы, конечно, их бездарно профукали - но наверное, это было неизбежно.  Мы - промежуточное поколение космического корабля. Но мы хотя бы это в глубине души чувствуем.

информационная среда, общество, социальная психология

Previous post Next post
Up