Почему у марксистов такие разные мнения

Dec 19, 2020 19:54

Видя в интернете и конкретно моем журнале постоянные споры между приверженцами вроде бы одного и того же - марксистского - мировоззрения, многие спрашивают: почему эти люди не могут даже договориться между собой? Почему они все время ругаются, ни на один вопрос не могут ответить одинаково, при этом каждая сторона утверждает, что только она является ( Read more... )

научный коммунизм, информационная среда, коммунистическое движение

Leave a comment

exshvonder December 20 2020, 10:22:41 UTC
Практически все товары теряют потребительную стоимость во время использования, немедленно или в течение более долгого срока, для отдельных товаров (золотые слитки 999) стремящихся к бесконечности. Это называется "амортизация". Иногда её можно вернуть с помощью услуги, это называется "ремонт".

Однако, товары можно накапливать и перепродавать. Это так называемый "мертвый труд"© К. Маркс. Услуга - "живой труд" © Тот же автор.

Оказанные услуги - нельзя. Невозможно накопить или перепродать сделанные стрижки и вылеченные зубы. Это не капитал, хотя на их оказании можно присваивать прибавочную стоимость.

А еда - это commodity, стандартный товар, который можно накопить и перепродать, свойства которого не зависят от места производства и производителя, который является предметом биржевой торговли, о котором Маркс в своем базовом определении товара, самом первом определении в Капитале вообще, и пишет. Именно слово commodity употреблено во втором английском переводе Капитала, и оно точно обозначает тот "товар", который не услуга, который собственно и лежит в основе капиталистического способа производства и накопления.

Но это можно прекрасно понять даже и без знания точного значения слова commodity, из оригинала и любого перевода - из самой логики описываемого процесса.

Reply

integral82 December 20 2020, 16:29:34 UTC
//Оказанные услуги - нельзя. Невозможно накопить или перепродать сделанные стрижки и вылеченные зубы.//
Зато можно накопить знания, а потом их "перепродавать" занимаясь, например репетиторством.

Reply

exshvonder December 21 2020, 08:14:18 UTC
Некоторые экономисты зачисляют в капитал решительно всё, что облегчает труд или делает его более производительным, например государство, знания человека, его дух.

Ясно, что подобные всеобщие определения ведут лишь к общим местам, которые, может быть, очень поучительны в детских букварях, но нисколько не облегчают нам познания форм человеческого общества, его законов и движущих сил. Маркс первый изгнал из области политической экономии эти общие места, которые до него пользовались в некоторых её разделах почти неограниченным господством. В особенности это наблюдалось при изложении свойств и качеств капитала.

Карл Каутский, "Экономическое учение Карла Маркса"

Reply

vitamin_che December 20 2020, 16:46:48 UTC
Так никто и не спорит, что обычный товар и услуга несколько отличаются по своим свойствам. Только вот эти отличия в контексте обсуждения не имеют никакого значения.

Еда и золото с точки зрения научного коммунизма суть одно? Меняются общественные отношения в зависимости от того, что производит конкретное социалистическое или капиталистическое производство: еду или золото? Может ли эксплуатация перестать быть эксплуатацией в зависимости от срока хранения товара? Нет. Услуга в данном контексте это товар с вырожденным в ноль сроком хранения.

Но если честно. я немного лукавил выше. Услуги тоже вполне можно хранить и превращать в капитал. Капиталист покупает дешевый старый стул и покупает услуги по его восстановлению и покраске. И вот он уже владеет дорогим стулом, включающим стоимость услуги. Если вам не нравится хранение услуг в виде части товара, то вот другой пример. Капиталист покупает сервер и услуги разработчиков и создаёт новое ПО. И хранит оказанные услуги уже в виде данных на севере. И такие капиталисты, капитал, которых состоит из накопленных виртуальных услуг сейчас просто вал и множество из них в топе форбса.

Ваша ошибка, как мне кажется, в том, что вы считаете услугами только услуги B2P, но и товар B2P никак не накопишь - он уже продан и вскорости будет съеден. А вот услуги B2B вполне участвуют в накоплении капитала. Хотя накопление это тоже не определяющий признак, и важен только отчасти.

Reply

exshvonder December 21 2020, 08:15:42 UTC
Они отличаются не "несколько", а фундаментально. Услуга не создает стоимость, потому что "стоимость" сама по себе - это товар, мертвый труд, физическое воплощение труда.

Reply


Leave a comment

Up