Девятнадцатый век. Поэт в России больше, чем поэт. Литература гражданственна. Выхода очередного "Современника" (как и других журналов) или очередного тома Достоевского или Толстого читающая публика ожидает, как нового откровения. Что они скажут нам об обществе, в котором мы живем? Каким путем нужно идти? Что изменить, ведь явно же что-то не так?
(
Read more... )
Вряд ли "не замечали" - просто они считали, что "люди - звери" большей частью из-за внешних условий (уже и тогда противники революционеров высмеивали выражение "среда заела").
... Когда я у своей воспитательницы, т. е. у бабушки, учась уже в вузе, спросил, меняла ли она когда-нибудь принципиально убеждения за свою жизнь, она сказала только одно - в молодости, мол, я считала (и нас тогда учили), что главное в человеке - это воспитание, а теперь думаю, что все-таки в людях врожденного очень много. Жизнь научила. Немало видела внешне неблагополучных семей (пьющие родители), где вырастали хорошие дети. И наоборот - такие сволочи у таких вроде бы умных и хороших родителей.
Тогда я спросил: что же, по-твоему, можно прямо родиться сволочью, не подлежащей исправлению? Она ответила - не исключено.
Я не стал продолжать спрашивать в духе - а может, тогда таких как можно скорее уничтожать, по выявлении, или хотя бы навсегда изолировать? Провоцировать не стал.
Хотя точно знаю, что к психически ненормальным людям, опасным для окружающих, но которых от "нормальных" не изолировали (эта проблема появилась не в последнее время), она была крайне недоброжелательна. Точнее, не к ним, а к "гуманистам", которые настаивали на "инклюзии", как это теперь называется...
Reply
Пьющие родители зачастую начинали пить не сразу, и старшие дети у них вообще могли иметь относительно здоровый мозг.
Кроме родителей на советского ребёнка полагались звеньевой, староста, вожатый и классный руководитель.
Reply
Он в "Книге для родителей" так и писал, что в нашем государстве общество вправе спрашивать с родителей плохо воспитанного человека так же, как спрашивают на заводе с бракоделов. Или, по крайней мере, считал это неким идеалом.
...Но все же, наверное, не каждого можно сделать хорошим (или даже "приличным") человеком. А "просто приличные" запросто могут попасть под обаяние какого-нибудь фюрера - и привет. Миллионами причем. (Безо всяких массовых репрессий и гражданской войны типа той, что в России.)
Я, например, вовсе не забываю о том, что Германию в 1933-... гг. населяли вполне себе обыкновенные люди. Хотя бы потому, что отношение к "русской массе" как к "дикарям-недочеловекам" - это вовсе не эксцесс, не "ужас-ужас-нацизм", а часть самого привычного, среднего мировоззрения. Всецело разделяемое очень многими представителями отечественной элиты. И ныне, и присно, и во веки веков.
Reply
Это была ещё очень дикая по нашим меркам страна, и даже в ней были сильны левые, прогрессивные идеи.
Которые пришлось активно давить, так что совсем без репрессий не обошлось...
Reply
А почему "китчен"? "Кюхен" :-)))))
Я, кстати, не очень понял -какие именно времена имеются в виду-то? 1920-е годы? Или имперские?
Reply
К слову, провидческий дар у литераторов (и творцов) - из той же серии. Вот скажем, какой-то мрачный и не очень понятный фильм "Кин-дза--дза". Но черт возьми, он же оказался пророческим! Когда советские люди нажав "не на ту кнопочку" вдруг оказались в совсем новом для себя обществе. И заметьте, если бы перед распадом Союза нашелся прозорливец, рассказавший в деталях о том, что будет дальше, ему бы наверняка поверили так же, как инопланетянину из фильма - то бишь сочли бы психбольным.
Reply
Братья Стругацкие размышляли весьма конкретно по данному вопросу, в своей так и не написанной книге "Белый Ферзь" (продолжение "Обитаемого острова") http://istor-vestnik.org.ua/9135/
Reply
Leave a comment