"Мы просто хотим что-то решать"

Aug 21, 2020 14:16

Политическая апатия (politische Verdrossenheit)  сегодня принимает самые разнообразные формы. Недавно я писала о нежелании даже как-то разбираться и что-либо понимать во всем, что связывается со словом "политика". Это кажется подавляющему большинству людей чрезмерно скучным, сложным, не имеющим отношения к реальной жизни и не нужным.

Собственно, именно это и позволяет организаторам и технологам цветных революций и различных движух использовать этих, ничего не знающих и не понимающих людей, в своих целях.

Потому что, очевидно, обыватели ошибаются: им представляется, что можно до бесконечности жить семейной, частной жизнью, ходить на стабильную работу - ну если она нестабильна, то найти другую, украшать свое гнездышко, растить своих детей, а все остальное - ДА ЗАЧЕМ ОНО НАМ? Им кажется совершенно бесспорным, что общественными вопросами интересуются либо корыстные манипуляторы, либо сумасшедшие. Нормальные люди ничем таким не интересуются.
Дипломированные психологи подтверждают, что мол, размышлениями об обществе и мире заняты только психопаты, только им зачем-то нужно спасать мир. Нормальным людям это не нужно.

Но я даже не говорю о ситуации "ты не занимался политикой, но она занялась тобой". Нередко выясняется, что таки-нет, что у обычного, простого человека есть некая глубинная общественная потребность. Есть нечто, что гонит его на улицу. Если вкратце сформулировать эту потребность, можно назвать ее "желание решать что-то самим".

Желание преодолеть отчуждение, не быть бессловесными рабами или орудиями, участвовать в принятии общественных решений. Судя по массовости различных протестных движений, оно характерно все же не только для психопатов и корыстных хитрованов, надеющихся половить рыбку в мутной воде. Или психологи хотят сказать, что в обществе живут десятки тысяч психопатов? Или даже миллионы (бывает и такое)?

Собственно говоря, "политика" как таковая, со времен Французской революции и предназначена для того, чтобы тем или иным образом обеспечивать участие масс в управлении обществом. Будь то участие через партии, общественные организации, через выборы, или же в конце концов, восстания. Разумеется, последние были и раньше, то есть, внезапно, задолго до буржуазной демократии, у угнетенных вспыхивало массовое желание "что-то решать".
Если рабочий в конце 19 века ощущал желание влиять на общество и что-то решать, ему совершенно достаточно было для этого вступить в социал-демократическую партию. Именно через партии, через выборы, через "политику", через политическую прессу, полемику любой желающий из народа мог попытаться реализовать это свое желание "что-то решать".

Проблема в том, что со временем буржуазная правящая верхушка осознала опасность для себя того факта, что народ тоже "что-то решает", что у него есть хоть какой-то голос. Со временем буржуазия с успехом освоила партии (превратив их в партии catch all, "поймай всех", якобы любая партия будет решать проблемы всего, якобы единого и монолитного общества, а не какого-то класса). Выборы - превратив их в фарс-спектакль, после которого со стопроцентной гарантией в обществе ничего не изменится, кроме незначительных косметических деталей. Общественные организации - превратив их в управляемые рупоры собственной воли. И наконец были побеждены даже восстания, с помощью концепции "цветных революций".

Это не значит, что в мире больше нет "политики" - есть и вполне себе действующие оппозиционные партии, и на выборах иногда, в некоторых случаях, что-то решается, и революции бывают не только цветные. Но в условиях вышеупомянутой искусственной, прирученной и управляемой политики участвовать в "нормальной", "обычной" политике крайне трудно. Если сто лет назад рабочие массово шли в социал-демократические и коммунистические партии, чтобы менять свою жизнь - то сейчас соцдемство воспринимается как путь обычной буржуазной карьеры, а коммунисты (речь идет, конечно, о настоящей оппозиции, а не КПРФ, к примеру) - странные непонятные фрики, и проблема коммунистов почти во всех странах - то, что их очень мало. Их мало. Они практически представляют из себя секты.

Это, собственно, и есть politische Vedrossenheit. Люди ощущают интуитивно, что участие в политике - партиях, выборах и даже восстаниях - ничего им не даст, что оно никак не удовлетворит их потребность "тоже что-то решать".

Но потребность никуда не девается. Во время "цветных революций" организаторы эксплуатируют эту потребность "что-то решать" - но рано или поздно настанет момент, когда на  эти революции люди перестанут выходить, и "восставать" будут только смешные и немногочисленные фрики-либералы (мне кажется, в РФ такой момент уже настал). В странах же центра классические цветные революции и невозможны - некому их организовывать.

И вот внезапно эта потребность выливается в совершенно неожиданных общественных движениях. Это стало очевидно уже во время движения Оккупай - "прямой демократии". И последние движухи в центральных странах - "Желтые жилеты" и BLM - они в принципе из той же серии.

У меня же родились эти мысли после беседы с одной юной представительницей климатического движения. Как известно, в ФРГ политическая апатия достигла колоссального уровня. Собственно, поэтому мы даже не сталкиваемся в последние лет 8-10 со сколько-нибудь серьезным полицейским насилием - движение в политической жизни ФРГ почти полностью отсутствует. За последние годы можно назвать только правые протесты - от Пегиды до АдГ, но правые протесты полиция никогда не будет давить с таким энтузиазмом и жестокостью, как левые. Это же практически свои :)

И еще - климатическое движение, состоящее из очень юных участников, но очень мощное в ФРГ. Оно заглохло лишь в связи с эпидемией, но уже сейчас снова начинает развертываться. И несмотря на то, что вероятно, это движение является управляемым, энтузиазм юных участников не вызывает сомнений.

Так вот что сказала мне молодая девушка, участница этого движения:
- Мы просто хотим что-то решать сами! У нас такое впечатление, что взрослым просто плевать на нас, на нашу жизнь, на то, что дальше будет. Они думают только о прибылях, побольше построить, побольше заработать - а что дальше будет с планетой? Им все равно.

Согласитесь, девушка ведь в общем-то совершенно права. Капитализм рассчитан на короткие стратегии. Получение прибыли, выживание фирмы - ради этого отодвигаются мысли о более поздних последствиях; даже планирование на 25 лет, на 50 крайне затруднено. Да, на коротких отрезках капиталистические фирмы могут добиваться блестящих успехов - а вот что будет дальше? Им действительно "все равно". Им не до того. Им нужно выжить сейчас. Это относится даже к крупнейшим монополиям - любая из них должна бороться за выживание.

И что - если объяснить этим детям все про капитализм, коммунизм, который позволит долгосрочное планирование - они побегут записываться в компартию? Увы, нет.  У них политическая Vedrossenheit. Они не верят политикам. Они "просто хотят что-то решать сами". Решить самостоятельно конкретно вот эту проблему климата. Им кажется, что это возможно - ведь их много!

В итоге, разумеется, краткосрочное правительство (которое тоже не может долгосрочно планировать, ибо скоро выборы) пообещает им краткосрочные же меры, не углубляясь в подробности - и на этом все кончится. Например - давайте заставим всех пересесть на электроавто! Не уточняя, что производство одного электромотора дает выбросов CO2, как дизельный мотор за 10 лет работы...

Собственно, та же история и с нашими "правыми", многие из которых действительно не числят себя фашистами или даже консерваторами. Многие члены Пегиды, поклонинки АдГ искренне удивляются, когда их называют "наци", фашисты или еще как-то так. Мы же вовсе не такие, говорят они. Мы просто хотим решить проблему беженцев! Мы не хотим. чтобы они тут ходили и безобразничали! Мы вообще, может, их боимся. Мы только хотим решить эту проблему - после чего мирно разойдемся по домам и займемся своими частными делами, политика нам не нужна совсем, а фашистов мы и сами терпеть не можем.

Таким образом, желание масс людей как-то решать общественные проблемы, в последние десятилетия выливается в движения, созданные под решение каждый раз одной, конкретной проблемы: чтобы убрали беженцев, чтобы с климатом что-то сделали, чтобы полиция черных не убивала и так далее. Желтые Жилеты и Оккупай были более универсальными. Но они шарахались от любой политики, левые партии и организации пытались перехватить инициативу - но были посланы так же далеко, как и буржуазные политики. То есть они принципиально не хотят организации, обычных политических действий - они просто выражают свои эмоции, желания, у них возникает иллюзия "мы что-то наконец решаем"... и наконец граждане, довольные (за исключением тех, кто потерял глаз или жизнь) расходятся по домам. Желания "решать проблемы" у них не возникнет еще лет пятьдесят.

Собственно, тот же принцип мы видим и в Белоруссии (и вообще при любых майданах): "пусть уйдет Злобный Тиран", мы хотим решить эту проблему, а дальше нам в принципе уже не интересно. Не грузите вашими "последствиями", "программами", какая разница, лишь бы тиран ушел.

Что с этим делать? Пытаться в рамках политической организации вмешиваться, перетягивать и "влиять"?  Невозможно, когда в организации десятки человек - а на улицы вышли сотни тысяч или миллионы. Создавать новые формы работы, учитывая все вышесказанное? Какие именно формы?

Собственно, и раньше во время нормальных революций активно было меньшинство населения,  а большинство участвовало лишь на эмоциях. Но это меньшинство тогда составляли сотни тысяч - организованных, готовых последовательно что-то планировать и выполнять. Сейчас столько людей в организацию не вступит никогда - максимум, люди выйдут на улицу и постучат кастрюлей о мостовую.
У меня пока нет ответов на эти вопросы. Я хочу только обозначить проблему.

левое движение, информционная среда, партии

Previous post Next post
Up