К своему стыду, еще ни разу не видела фильма "Майор Вихрь". Посмотрела его именно потому, что собираюсь вскоре провести несколько дней в Кракове, а ведь фильм, рассказывающий о спасении Кракова от полного уничтожения гитлеровцами, основан на реальной истории.
В этой передаче (не без маленькой доли антисоветчины, конечно) рассказывается об истории группы разведчика Евгения Березняка, о которой и написан роман. Поразительно, что совпадает с романом и фильмом очень многое, за исключением деталей, которые, видимо, связаны с необходимостью сократить экранное время: то есть реальная история не расцвечивалась фантазией писателя, а наоборот, сокращалась и упрощалась! На самом деле все было еще более драматично и увлекательно. Голливуд в полном составе нервно курит в углу!
Конечно, это поразительно: и то, что в реальной жизни нашей страны, с реальными людьми происходили вещи, которые голливудским фантастам и в голову бы не пришли. И то, как была спасена бывшая столица Польши с ее культурными ценностями. И сразу же вспоминаются нынешние передачи с высказываниями политизированных поляков о том, что мол, "нас не освободили", и "советская оккупация - все равно что немецкая". Это строго по анекдоту: не Иванов, а Рабинович, и не выиграл, а проиграл... Совершенно все равно, только небольшие нюансы вроде: одни заминировали Краков, а другие его спасли ценой страшного риска и человеческих жизней. Главное - помалкивать об этом. И вот так у них все.
Но мне, в связи с этим фильмом, захотелось поговорить об образе мужественности в советских фильмах вообще. ПОтому что "Майор Вихрь", предшественник сериала про Штирлица, наверное, в этом смысле прямо-таки эталон. Говорят, что все женщины страны были влюблены в героя фильма (да и в Штирлица потом тоже - как не влюбиться?)
Хотя и Вадим Бероев (сыгравший Вихря), и конечно, Вячеслав Тихонов создали прямо-таки эталонные образы идеальных мужчин, на мой лично взгляд, исключением в советском кинематографе эти образы не являются. В передаче о фильме дочь Бероева объясняет популярность отца тем, что мол, образ получился аристократичный.
Но я бы сказала, в большинстве советских фильмов есть образы мужчин, в которых можно влюбиться.
Хотя в рассматриваемых сериалах по Юлиану Семенову введены еще и крайне трогательные романтичные истории - то есть мы видим еще и отношение этих героев к женщинам. Однако какой фильм, в особенности тридцатых годов, ни посмотри - герои везде практически эталон мужества, благородства и красоты.
Мне несколько раз пеняли, что в моих книгах я изображаю "нереальных" мужчин - они-де одновременно и мужественные, сильные герои, и чуткие и внимательные к людям вообще и любимой женщине в особенности. Так, мол, не бывает! Мужчина обязан, если он сильный и мужественный, еще и воевал где-то, быть хамом, сволочью по отношению к близким, вовсю проявлять свой ПТСР, срывать на окружающих агрессивность, быть бесчувственным чурбаном и требовать полного обслуживания.
Если же мужчина чуткий и эмпатичный, то это, скорее всего, гомосексуалист, какой-то мягкотелый интеллигент с комплексами, не способный ни защитить, ни гвоздь прибить, ни быть опорой хоть кому-нибудь - ему самому нужно вытирать сопельки.
Впрочем, сопельки нужно вытирать как первому, так и второму типу мужчин.
Мои критики, вероятно, в чем-то правы, потому что современные мужчины и в самом деле крайне далеки от светлых образов (во всяком случае, если говорить о моем поколении - более молодые часто радуют и возвращают мне веру в человеческий род). Но однако изображаю ли я "нереальных мужчин"? Не думаю. Они взялись ведь не из моей головы - они взялись вот из этой советской виртуальной реальности. Я мало в детстве смотрела кино (даже Штирлица, кстати, посмотрела лишь во взрослом возрасте) - но ведь это витало в воздухе. Были ли такими реальные, жизненные мужчины военных и более ранних лет? Трудно сказать - в наше время они были уже дедами, а это другое, да и мало их уже было. Но ведь дело не в этом - искусство и не обязано стопроцентно соответствовать жизни с ее свинцовыми мерзостями, задача искусства - возвышать и задавать планку. Судя по поколению моего отца (дети войны), определенное приближение к такому идеалу и в жизни все же существовало.
Наверное, странно слышать подобные вещи от феминистки. Ведь феминистки, как это все знают, "ненавидят мужчин" и вообще предпочли бы их оскопить и держать в лагерях. "Знают" это, конечно же, антифеминисты, которые никогда не могут назвать источника своих "знаний", кроме собственной головы.
На самом деле - ничего странного.
Жить без идеала мужественности женщине, в особенности творческой женщине, очень тяжело. Когда я перестаю верить в мужчин, я не могу писать. Да, вот так - это очень удивительно, но факт. Вероятно, у творческих мужчин обратная ситуация, и им необходимо верить в существование идеала женщины, в его хоть какую-то реальность, к которой живущие на Земле женщины могут и хотят приближаться.
Те, кто читал мои книги, знают, что мужчин я очень люблю. Понятно, что разница между реально живущим мужчиной и этаким идеалом есть всегда, но в реальных мужчинах мы любим отблеск, отдаленный свет этого идеала. Так же, вероятно, как и мужчины - если они любят женщину, а не "хотят бабу" - видят в женщине отдаленный свет прекрасных образов - Татьяны, Суламифи, или, кстати, множества красивых женских образов той же советской эпохи (тут я, конечно, не знаю - об этом мужчины должны сказать).
Возможно, трагедия нашего времени в том, что мужчина почти и не может приближаться к описанному идеалу. Воюя на неправедной войне, сложно быть "Майором Вихрем" - в лучшем случае станешь морально искалеченным спецназовцем (еще и обвиненным в чем-нибудь) с ПТСР и "сложной мятущейся натурой". Цели и интересы современных мужчин (за небольшим, кстати, исключением! И то, что оно уже есть - не может не радовать) не заслуживают того, чтобы за них отдавать жизнь и служить им - а без высокой цели идеал мужественности практически невозможен (на мой взгляд, собственно, идеал женственности тоже). Даже самый распрекрасный современный Штирлиц, занятый исключительно обустройством собственного семейства на отдельно взятом дачном участке, или же службой современному российскому буржуазному государству, никакого сочувствия и восхищения не вызывает. Даже герой-одиночка, "борющийся за Добро", не вызывает интереса. Впрочем, не вызывают интереса в том же смысле и современные женщины с их узкими, мелкими целями и незначительным жизненным содержанием. Мы обмельчали все. Нам нечего любить друг в друге (во мне тоже, разумеется, нечего любить, тут я совершенно не питаю иллюзий - да и зачем мне такая любовь).
Отдельно хотелось бы сказать об отношении этих идеальных мужчин к женщинам, и хотя в фильмах об этом не говорится - к "феминизму" (то есть к стремлению женщины быть человеком первого, нормального сорта) в целом. То, что невероятное мужество и внутренняя сила никак не исключают нежности, любви к людям вообще, доброты - уже говорилось. Помните, как начинается "Семнадцать мгновений весны"? "Из всех людей, живущих на Земле, больше всего я люблю детей и стариков". И суровый супергерой Штирлиц вывозит в лес погулять знакомую немецкую старушку, бережно поддерживает ее под руку, с вниманием выслушивает. Сцены на прослезиться.
Той же добротой, самоотверженностью и вниманием пронизано и отношение к женщинам. И в случае Штирлица, и в случае майора Вихря это радистки (у Вихря с радисткой роман, что опять же, отражает историю из реальной жизни).
Надо сказать, в советских фильмах о войне женщины не изображаются супергероинями, и в общем, показаны примерно так, как это и было в жизни. Иначе было и невозможно - ведь это не фантастика, а отражать в реализме не то, что было на самом деле - фронтовики бы не поняли. Женщина на войне играла вспомогательную роль, она была менее опытна, как правило, чем мужчина, была его подчиненной. Так было и в реальности. Советские женщины еще далеко не достигли идеала полного равноправия, при котором могли бы добиться большего и в военной области. Однако важно то, что они находились на пути к этому идеалу. То есть подчиненность и слабость женщин воспринималась как объективная реальность (обусловленная существующими общественно-экономическими условиями), но не как навеки заданная необходимость. Заметим, что мужчины в этих фильмах не стремятся избавить женщину от ужасов войны, они воспринимают ее как боевую подругу, солдата, которым, даже с мукой в сердце, может быть, придется и пожертвовать. Майор Вихрь пытается спасти любимую (радистку Аню), но лишь потому, и это объясняется в фильме, что другого радиста ему не найти, а Краков спасать надо срочно. Сцена, когда Аня все-таки сама бежит из гестапо, встречается с Вихрем, и у него по щеке бежит слеза - очень сильная. В голливудской интерпретации они бы немедленно разделись и занялись сексом, конечно. В советском фильме он лишь позволяет себе поцеловать ее в лоб и щеки - но чувства зритель при этом испытывает, близкие к катарсису.
В 17 мгновениях вообще нет любовных отношений между Штирлицем и Кэт, он спасает ее как своего товарища, спасает вместе с детьми (один из которых - вообще немецкий ребенок). Но при этом он остается мужчиной, а она - женщиной. И отчего-то зрителю кажется, что между этими людьми отношения все же возникли - это любовь высшей пробы, такая, где поцелуи и прочий секс покажутся немыслимой пошлостью.
Я не знаю, насколько извращенно современный человек понимает отношение этих мужчин к женщинам в целом. Расскажу, как понимаю это я - исходя из советской парадигмы, усвоенной мною в детстве, исходя из знаний о том же поколении моего отца (например, его друзьях), тех же советских книг и фильмов.
Прежде всего, мужество этих людей настолько неоспоримо, что они никогда, ни в какой ситуации не стали бы воспринимать женщину как угрозу. Ну разве что если она, например, нацистка и непосредственно нацелила на них автомат - в этом случае, конечно, ситуация ничем не отличается от аналогичной ситуации с мужчиной. Но в обычной, мирной жизни, в отношении женщин своей страны - они не испытывают ни малейшего страха.
Именно поэтому их совершенно не пугал бы (и не пугал) феминизм (пусть это называлось иначе), стремление женщин быть такими же сильными, достичь такого же идеала мужества, смелости, как и они сами. Наоборот - это же прекрасно. Им нужна женщина под стать себе - льву нужна львица.
Им не нужно доказывать, что женщина "от природы слабее, глупее" и т.д. Такой мужчина самодостаточен, ему не нужно кого-то унижать, чтобы выглядеть в своих глазах умным и сильным. Это советские мужчины, и равенство людей, независимо от национальности и пола для них - само собой разумеющаяся вещь.
Разумеется, женщины бывают разные, и в мирной жизни такой мужчина мог бы столкнуться с подлостью или жестокостью со стороны женщины. Это - отношения. Их нужно решать, разруливать. Возможно, разрывать. Но тут совершенно нечего бояться, и не из-за чего разводить философии. Самое главное - иметь достаточно мужества, чести и доброты, чтобы и в отношениях не вести себя как подонок.
Скажу честно - все эти антифеминисты расстраивают меня в том числе и как мужчины. Да, откровенно - это разочарование. Эти люди либо настолько трусливы, что боятся женщин и растущей женской силы, либо их мировоззрение предполагает обязательное угнетение, подавление какой-то другой группы людей, по натуре это угнетатели и фашисты. "Критика буржуазного феминизма", которая выражается в том, что люди разыскивают далеко от нас в англоязычном мире какие-то загибы, проявления глупости и маразма отдельных феминистских групп и на этом основании осуждают все женское освободительное движение - лишь ширма для этих действительных мотивов. То есть это не только трусы либо фашисты - это еще и знатные манипуляторы, базарные бабы, до хрипоты срущиеся с женщинами в интернетах. Просто неприятно с этим иметь дело. Воображаю Штирлица - "борца с буржуазным феминизмом"... (а вот кстати, борцы ЗА освобождение женщин зачастую бывали очень сильными и привлекательными).
Конечно, женщины в рассматриваемых фильмах играют подчиненную роль. Но они подчиняются мужчине по естественным причинам: 1. ниже военное звание, 2. мужчина их командир по службе, 3. он просто опытнее и лучше разбирается в деле.
Что в общем соответствовало жизненным реалиям.
Это позднесоветские идеалы мужчины вроде Гоши из "Москва слезам не верит" командуют "на том простом основании, что я мужчина", причем Гоша желает командовать женщиной, превосходящей его по должности, образованию и силе характера. А вначале, узнав о ее должности, бросает эту женщину, так как понимает, что командовать так вот просто не выйдет.
А у тех, из более старых времен, доминирование было только естественным. И заметим, что такие отношения абсолютно не исключают ситуации, когда наоборот, женщина окажется более опытной и сильной, а мужчина будет ей подчиняться. Я в своих книгах такие ситуации отражала (в частности, в "Перезагрузке" такой женский образ есть). Просто женщины в раннесоветское время еще массово не стали такими опытными и сильными, особенно в военной области - поэтому в фильмах мужчины все еще доминируют. В этом смысле интересно рассмотреть и другие фильмы, довоенные. Например, "Истребители" - двое парней конкурируют за внимание девушки, но она сама становится инженером-строителем, едет в командировки, в общем, крутой специалист и вся поглощена делом, а личная жизнь для нее - лишь эпизод, где она да, выбирает из двух хороших парней одного наилучшего. Сравним с этим западную "Касабланку", где женщина сама по себе не личность, а только приз наилучшему из героев.
Доминирует тот из героев, у кого больше опыта, выше звание или должность, сильнее характер - а не по принципу "мужчина всегда выше". Помнится, в начале эры интернета меня очень поразили мужчины в сети, массово требующие от женщин какого-то "подчинения" им, по простому факту их пола, уверяющие, что это подчинение им полагается как само собой разумеющееся. Обвиняющие современных женщин в том, что они, мол, "не умеют подчиняться", и поэтому, мол, забили мужчин и не дают им проявить мужественность. Гм, ну действительно, современная женщина не ведет себя как радистка Аня или Кэт. Она не выглядит как хрупкая, нежная, благородная, но внутренне сильная дама. Но мужчины, жалующиеся, что без таких женщин они не могут быть штирлицами и вихрями? Гм... Я спрашивала - ну ок, а что вы будете делать с этим подчинением? То есть вот женщина, предположим, вам подчинится - и что? Куда вы ее поведете? Умеете ли вы позаботиться если не о ней, то хотя бы об общей организации хотя бы вашей семейной жизни? (не говоря об общественной) Глухое молчание... Лидер, который жалуется, что его не уважают как лидера - несколько смешон. Если вас так не воспринимают - значит, вы и не лидер, и не можете доминировать. Работайте над собой. Или просто живите и старайтесь быть мужественным, сильным и добрым.
Мужчины, я знаю, что вы можете быть другими. Я верю в вас, и эту веру вы не поколебаете ничем. Потому что иначе не стоит и жить. Мне не нужна "личная жизнь", мне не нужно, чтобы любили меня, и самой влюбляться уже не обязательно, я старая - я обойдусь.
Мне нужно только в вас верить. И я верю в вас!