Читатель умнее автора-2

Jun 27, 2020 14:33

Как я уже писала, рыночек привел нас к ситуации, когда средний читатель в целом не глупее среднего писателя - и поэтому книга уже не может обогатить, не может быть интересной, и чем старше человек, чем больше накапливается осмысление и жизненный опыт - тем труднее выбирать из вороха "молодых талантливых авторов" хоть что-нибудь, что зацепит внимание.

Я хочу рассмотреть еще один аспект. Как известно, существует гигантское перепроизводство текстов (в особенности, фантастики и фэнтези). Издателям давно уже не нужно кого-то искать - провели конкурс на самиздате, напечатали пару победителей, те рады до слез, даже если заплатить две копейки, а следующая книга в серии - это еще один конкурс. Ведь если работать с одним автором, у него будут возникать законные вопросы - почему так мало платят? Если я продаюсь и ценен - то почему я не могу на это жить? Так что зачем нам профессионалы, если интернет полон шикарных бесплатных текстов - черпай широкой горстью и выбирай те, которые, кажется, будут продаваться.
Кстати, эту же поляну теперь осваивают и киношники - зачем искать оплачиваемого сценариста, когда любой интернет-автор будет рыдать слезами благодарности, если вы возьмете его текст как основу для сериала.

Посмотрим на все это с точки зрения собственно автора. Первые тексты и первые книги пишутся, как правило, в молодом возрасте, в качестве хобби. Это прикольно, это интересно. Очень редко кто сразу начинает сейчас писать с целью заработка - если это не заказы издательства или литнегры. Тексты бескорыстно выкладываются в интернет, помещаются на конкурсы, авторы тусуются, соревнуются по командам, ставят друг другу оценки, кукушка хвалит петуха и все такое прочее. Иногда это фанфики, иногда оригинальные произведения, не суть важно.

И в принципе, это хорошо. ЭТо свидетельство того, что у массы людей все еще есть достаточный уровень образования (например, в немецком интернете писательство не так массово развито, мягко говоря); есть свободное время, есть творческий потенциал. Видимо, так будет даже в возможном Светлом Будущем. Нельзя же запретить людям творить. Прекрасно, что они этим заняты. Наоборот, отвратительны снобистские потуги заявить, что мол, все это графоманство, и лучше бы занялись своими прямыми профессиональными обязанностями, все равно им не стать Достоевскими.

Начинающие Дарования (НД) радостно делятся своими творениями, по-щенячьи счастливы, когда получают хоть один хороший отзыв. Читают их произведения в основном такие же НД. Не потому, что эти произведения плохи или негодны для других чиаттелей - вполне возможно, они прекрасны. Но они лежат на литпорталах, где тусуются писатели. И наибольшая вероятность, что ваши произведения прочтет именно другой писатель. Я бы сказала, читатель, и при этом НЕ писатель, в наше время - уже ценность :)

В итоге складывается странная ситуация, когда не писатель делает людям добро, работая над произведением - а наоборот, читатели делают ему одолжение, а уж если еще и на отзыв раскачаются - так это прямо благодетели.

Некоторые внезапно начинают понимать, что критиковать чужие произведения, оценивать их - легче, чем писать свои, и не только легче, но ты занимаешь при этом совсем другую позицию, получаешь огромный психологический выигрыш.
Этот графоманишка там мучается, трудится, душу вкладывает - а ты пришел, прочитал и так свысока - м-да... советую больше читать - меньше времени на писание останется.

Так сформировался огромный пул читателей, которые принципиально умнее автора.

Причем это не ограничено лишь рамками интернетов. Эта же ситуация переносится и на священный мир печатной продукции - во-первых, потому, что подавляющее большинство "настоящих напечатанных писателей" мало чем отличается от самиздатовских (ну разве что наивными надеждами на то, что они "профессионалы"). Во-вторых, потому что "профессиональные читатели" точно так же читают и бумагу (или официальную электронку - не суть важно).

Это и есть те читатели, которые способны прочитывать по книге в день или даже больше. Здесь книга читается не с целью обогатить себя, следить за мыслью автора, узнать что-то новое, погрузиться с наслаждением в созданный автором мир. Книга читается с основной целью - дать экспертную оценку. То есть самоутвердиться - оценить, поругать или даже похвалить - но обязательно свысока. С полной уверенностью в своих экспертных способностях - ведь ты же прочитал тысячи книг этого направления. Прочитанные книги копятся как коллекция, ни авторов, ни перипетий сюжета такой читатель не помнит, да и читает по диагогнали - мол, "все ясно, что там она/он может мне сообщить нового". Естественно, такие читатели не считают нужным платить за книги - они же одолжение делают! Это автор им по идее приплачивать должен.

Кстати, оценки таких Ыкспердов - а иногда такой человек начинает сам работать в книгоиздании или активно судит на конкурсах - нисколько не совпадают с мнениями нормальных, обычных читателей. У них взгляд очень своеобразный. Вообще прочитанные тонны не самой лучшей литературы и графомании, увы, ни чувство стиля, ни вкус к литературе не улучшают - тут скорее нужно очень выборочно читать только заведомо хорошее. Поскольку такие "профчитатели" стремятся влиять на политику издательств или даже сами попадают в редакторы, или же судят на всех конкурсах - это еще усугубляет плачевную ситуацию в книгоиздании.

Понятно, не каждый становится таким Ыкспердом, кто-то продолжает читать просто для удовольствия (и мучается оттого, что не может найти интересненькое), и кто-то продолжает писать тоже просто потому, что не писать не может. Просто как птица поет.

И вот такие дрозды, которые "для души поют, а не для славы", могут довольно долго писать в качестве такого вот хобби, тусоваться на конкурсах и литпорталах, радоваться хорошим отзывам и обижаться на плохие... но рано или поздно (у кого почти сразу, у кого через много лет), если они продолжают-таки писать, и писать стабильно, со временем перестают принимать эту странную ситуацию.

Например, они уже не являются Начинающими Дарованиями. Сколько можно "начинать" - 10 лет, 20, 30?
То же самое относится и к печатающимся авторам. Каждый согласен "начинать" с низких гонораров, маленьких тиражей, и каждый надеется стать новым лукьяненко. Но ведь многие не стали. И это не "скучные, плохие" авторы. Перестал писать Леонид Каганов. Говорят, обвинял "пиратов". При чем здесь пираты, если издательства не платят нормальные гонорары, которых этот действительно талантливый человек (некоторые его книги я перечитывала много раз, просто чтобы поднять себе настроение) реально заслуживает? Если хозяева издательств тупо наживаются на его книгах, платя ему копейки - а потом ссылаются на плохих пиратов, которые. мол, не дают наживаться. Пираты - ваша проблема, а не автора. Автор должен получить свое вознаграждение. Представьте, что обычный работодатель стал бы ныть - мол, не могу платить зарплату, конкуренты подсиживают. Он бы мог получить забастовку в ответ. Писатели такой возможности не имеют - рынок перенасыщен. Уйдет даже маститый писатель - ну и что, найдем на конкурсах десять других, и так же будем их продавать, свято место пусто не бывает.

По сути, после того, как автор перестал быть Начинающим Дарованием (а когда-то это произойдет), у него три выхода:

1. поумнеть перестать писать.
2. осознать, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и заняться самораскруткой, может быть, и самопечатанием, продажей книг на Запад, всякими трюками, правдами и неправдами пробиваться в издательства, и от них добиваться гонораров. То есть тратить больше времени на самопродвижение, чем собственно на творчество.
3. продолжать писать в стиле хобби, тусоваться на литпорталах, старательно глуша ощущение унижения и неправильности - почему это Я работаю над книгой, а "читатели, которые умнее автора" делают мне одолжение. читая ее? Для кого я это пишу? Зачем?

Если говорить лично обо мне, то мне не подходит ни один из этих выходов. Но мне кажется, что я нашла вполне неплохой четвертый - однако и он не для каждого.

Возможно, конечно, что кто-то действительно пишет на все эти литпорталы или печатается за копеечку в "сериях". а потом становится звездой и начинает жить на гонорары. Знаю пару таких примеров. Но они в итоге все-таки на гонорары жить не смогли - слишком мало денег и слишком  редко. Однако общественное мнение убеждено, что это-то и есть истинные Великие  Писатели Земли Русской. Ну как же? Пробились благодаря таланту.

Заметим, что остальные известные "мэтры" - это те, кто сделал себе имя в 90-е или начале 2000-х. Ситуация с "рыночком" каждый год усугубляется, и шансов стать такой звездой, то есть просто банально писать, сдавать в издательство, получать гонорар (да еще такой, чтобы жить можно было!)  - то есть просто проф.писателем в обычном, старом смысле слова (заметим, не гением, не великим, а просто обычным писателем средней руки даже) - практически нет.

Ничего страшного, конечно. Обыкновенный кризис.

Кстати, эта ситуация сохранится даже в Светлом Будущем - за исключением того, тчо там не будет рыночка, конечно. Но я лично противник того, чтобы читатель утопал в море НД, чтобы были "читатели умнее автора", чтобы авторы писали только для узкой тусовочки в принципе. Я считаю, что должно существовать такое явление как Боллитра, чтобы даже НД было на что ориентироваться, к чему стремиться. А то ведь посмотришь на нынешних "звезд" и "мэтров", почитаешь - и понимаешь, что к этому я стремиться не хочу. Это противоречило бы моему вкусу, пониманию прекрасного, пониманию фантастики.

И по этому поводу у меня уже сложилось идеальное решение для общества будущего - о нем будет упоминаться в следующей книге, которая, надеюсь, будет закончена в этом году (текст готов, идет редактирование).

Но в первую очередь необходимо избавиться от рынка, "голосования рублем" и всех вытекающих из этого последствий. ПОхоже, что хуже этого для литературы нет ничего.

предупреждение: комментарии от нефрендов проходят премодерацию.

про книжки, Лоханкин и его роль в русской литературе

Previous post Next post
Up