Карантин, старики и солидарность

Apr 23, 2020 08:45

Самое удивительное для меня - то, что сейчас требования и призывы сидеть на карантине и соблюдать правила (да, государства заставляют, но ведь в подавляющем большинстве люди все же и сами понимают, что так надо) оказались завязаны на солидарность со старыми и больными людьми. Ведь от вируса в основном умирают именно такие люди. Надо, конечно, понимать, что принадлежность к этой определенной категории - не вопрос возраста, да, среди 90-летних чаще встречаются глубокие инвалиды, чем в других группах, но инвалидом легко можно стать в 50 и 60 лет. И это та категория населения (инвалиды, обычно от 50 и выше), с которой я обычно работаю. И ее проблемы мне очень хорошо понятны.

Так вот, теперь все должны соблюдать карантин и изоляцию как бы ради солидарности со стариками (хорошо, назовем эту категорию "старики", хотя см. выше). В результате с одной стороны несутся крики тех, кто заподозрил правительство или медиков в недостаточно трепетном отношении к старикам: а-а, в Европе убивают стариков, ведь не всем после 80 лет достается необходимая ИВЛ.

С другой, растет ответка - неприязнь по отношению к этой категории, вплоть до натурального социального дарвинизма. Мол, почему мы должны гробить экономику ради каких-то стариков (не ВЫ ее гробите, успокойтесь, потому что не вы принимаете решения, и старики здесь тоже, конечно, ни при чем, как и вирус).
Социальный дарвинизм ужасен, это фашизм, но даже в подобных рассуждениях есть рациональное зерно, например, ООН предупредила, что в бедных странах сейчас резко возрастет количество голодных смертей. Солидарность со стариками - но отсутствие солидарности с голодающими, это тоже немного странно.

Что меня больше всего напрягает - а что, можно подумать, в обычное время, во всех других ситуациях мы хоть как-то солидарны со стариками?
Эта солидарность вообще хоть где-то существует?

Надо сказать, что в Германии, где я живу, этот вопрос все же разработан получше. И система помощи больным старикам есть, и родственники их не в одиночку бьются - есть курсы, есть клубы взаимопомощи, и не все делается на деньги самих родственников - даже неимущие старики в случае необходимости могут получить какую-то помощь (если найдется, кому ее организовать, правда!)
Это тот островок социализма, зачаток системы солидарности, который существует в рамках империалистического мира. Но увы, и здесь это только зачаток.
Надо понимать, что любой старик - это человек на грани смерти, человек, понимающий, что жизнь кончена, он с этим конфронтирует, ему надо это пережить и смириться; его жизнь полна травм и ужаса - неверно ступил, поскользнулся - и вот уже перелом шейки бедра, неподвижность, и хорошо, если удастся восстановиться; жизнь полна боли, каждый шаг - преодоление себя. И никому, что интересно, нет до этого никакого дела, ты один на один с этой бездной страдания и грядущего небытия.  Более молодые даже представить себе не могут подобного кошмара - а если представляют, все, что от них слышишь - "ой, я так не хочу, я хочу умереть в 60 лет!" То есть жизнь старика вообще представляется бессмысленной и ужасной, это так омерзительно, что граждане даже думать об этом не хотят. Преодоление всего этого (а большинство как-то преодолевает), умение радоваться солнышку, зеленым листикам, родным людям, дарить внукам шоколадки, умение как-то прожить оставшиеся, может быть, 3 или 5 лет, и не стать проклятием для себя и окружающих - всего этого более молодые не понимают и не хотят об этом слышать.

Какая солидарность? Даже в Германии нам привозят иногда людей с пролежнями четвертой степени. Вы понимаете, что такое пролежень четвертой степени? И не надо понимать. Это когда в комнату заходишь, и уже хочется перестать дышать. Это гнойная рана, в которой видны уже кости. Вот привезли старика, у которого семь таких ран, везде, где они вообще могут возникнуть. Как можно довести человека до такого состояния? Загадка. И это не бомж, и вопрос там не в деньгах вообще, и до этого он 2 месяца провел в больнице - но раны даже не обработаны хирургически. Выбросили умирать в таком состоянии. Какая, на хрен, солидарность? Да, мы сделаем все, что можем, для облегчения страданий. Но вот ведь даже здесь бывает вот так. И это не первый такой случай, я видела такие пролежни у стариков в богатых особняках (бедные, вероятно, просто умирают гораздо скорее). А это - те вещи, которых в общем-то всегда можно избежать. Это просто уход, приемы которого известны давно и ничего сверхъестественного из себя не представляют. Надо сказать, что за всю мою практику при мне, в тех учреждениях, где я работала, ни разу такие пролежни не возникали - потому что в дрянных домах я не работала, и элементарные вещи у нас всегда соблюдались. Максимум, что может возникнуть - пролежень второй степени, то есть небольшая кожная ранка, и его сразу лечат.

Я даже боюсь думать о том, что происходит в России, где такой системы нет, а население в целом беднее. Уже у меня был не один такой письменный диалог: "помогите, скажите, чем можно помазать пролежень?" - "Его бесполезно мазать, самое главное - разгрузить это место, и вообще каждые 2-3 часа менять положение тела" - "Но у нас нет возможности переворачивать бабушку каждые 2- часа!"
(значит, блин, будут пролежни, потому что иначе никак!)

Причем я даже осуждать не могу - люди работают, и уход - это не их специальность, люди не могут не работать, у них, может, нет денег кого-то нанять.
У всех представления об уходе в старости примитивнейшие - патриархальные - дети всем все должны, если дети не могут - они сволочи (дети - сволочи вообще всегда и при любом раскладе, надо сказать).
Но современная система делает невозможным постоянный уход за родителями, мы не в крестьянской семье (да и в крестьянской семье лучше уж помолчим об уходе!); а в некоторых случаях вообще, извините, нужен профессионализм, которого просто банально нет у обычного человека. Об этом тоже нет понятия - как известно, уход - это что-то такое примитивное, что может "каждая женщина", и все как-то интуитивно знают, что делать при параличах, деменции или болезни паркинсона. Это такое врожденное женское знание, а если его нет - "сволочь".

Нужна всеохватывающая, на государственном уровне система ухода и помощи старикам, эта система и была бы настоящим выражением солидарности. В этой системе должны работать уважаемые профессионалы, этот труд должен считаться сложным (а он и есть сложный) и почетным и нормально оплачиваться. Каждый, кто нуждается в уходе, должен его получать, в том объеме и того уровня профессионализма, который требуется. Я бы даже в идеале ввела какие-нибудь комиссии для проверки жизненных условий инвалидов, по типу комиссии по делам несовершеннолетних. Потому что при отсутствии таких проверок я даже в Германии видела такие домашние ситуации, что реально вот волосы дыбом, даже не хочу рассказывать. И в случае неудовлетворительных жизненных условий должно предоставляться место в хорошем пансионате; и в таких учреждениях должно быть достаточно персонала, в обычном случае - минимум 1 ухаживающий на 4-5 пациентов (а не на 12, как это часто бывает). Причем это должны быть добрые и умные люди и хорошие профессионалы. Сейчас даже сказать в российском интернете, что ты работаешь в этой системе - означает подставиться, это уже негатив, я не могу посчитать, сколько уже граждан высказали мне свое глубочайшее презрение по поводу моей работы. Они-де лучше умерли бы с голоду, чем делать ТАКОЕ!

А вот ради того, чтобы "предоставить ИВЛ старикам старше 80 лет", тут они будут рубиться!

А для нас этот вирус - в принципе действительно ничего нового из себя не представляет. У нас люди умирают постоянно. От разных причин. И всем на это плевать. Очень часто бывает, что человек мог бы еще прожить свои 3-5 лет, еще мог бы радоваться жизни, есть мороженое, смотреть телевизор - но умер просто от равнодушия и пофигизма окружающих, от установки врачей "а чего вы хотите, ему 85 лет"... У нас каждый год то норовирус (понос), то грипп - и все это тоже может оказаться для пациентов смертельным, и мы тоже заражаемся сами и болеем, и носим защиту, и дезинфицируем. Что сверхъестественного в новом вирусе? Для нас - ничего, кроме дополнительных бюрократических проблем. Да, вы можете рассказывать о статистике и т.д. Но для нас это просто обычная жизнь.

У нас в обществе не только со стариками солидарности нет. С кем у нас вообще есть солидарность? С бомжами? - нет, они все "сами виноваты, алкоголики". С многодетными семьями? - нет, "зачем рожали нищету и почему я должен им помогать". С бедными - нет, они тоже сами виноваты. С жителями бедных стран, регионов военных действий - нет, это вообще "обезьяны, которые только что слезли с деревьев".
Война всех против всех, и каждому кажется, что вот эти "все" посягают на его личный драгоценный карман. До чужих страданий в принципе никому нет дела.

И тут вдруг появляется Вирус, и нас призывают к солидарности.
Понятно, что отсутствие всего этого - прямое следствие капиталистических общественных отношений. И что необходим слом этой системы для того, чтобы построить новую, солидарную и человеческую. Где страдания и смерть даже одного человека станут проблемой для многих. И страданий просто станет намного меньше, несравнимо меньше.

Я уверена, что это будет так. Не знаю, почему, но даже вот просто коммунисты, которых я знаю по жизни, немецкие и российские (да, те самые левые, которых все постоянно ругают) - они просто очень хорошие люди. Способные к солидарности, к помощи. Да ведь и сам императив, ради которого люди этим занимаются - построение такой системы, солидарной и гуманной.
Жаль только, что подобных людей пока еще мало.

уход, вирус, гуманизм

Previous post Next post
Up