Мой личный ТОП-5 западных фантастических фильмов

Apr 14, 2020 22:07

В дискуссиях о фантастике кое-кто высказывал идеи о том, что немногие киномонополисты Запада, которые только и имеют возможности выхода на мировую аудиторию, производят исключительно дурнопахнущую субстанцию и бесконечные приквелы когда-то успешных франшиз.

Это, конечно, не так. Проблема здесь в том, что мир - сложнейшее диалектическое явление, причем слово "диалектическое" здесь не для красоты, а намекает на то, что мир постоянно находится в развитии, и внутри каждого общества находятся в том числе семена его гибели, общество неоднозначно, противоречиво, и это - залог исторического движения вперед.

Так и в недрах загнивающего империализма наряду с вырожденным искусством,  наряду с отупляющими простонародье комиксовыми боевиками и прочим остросюжетьем, попадаются действительно очень хорошие книги и фильмы.
И вот у меня родилась мысль составить что-то вроде личного топа западных фантастических фильмов недавнего времени - примерно последних 10-12 лет.
Конечно, это вопрос вкуса, кому-то больше нравится что-то другое, возможно, я что-то здесь упустила. Но вот мой топ.

Место 1. Дистрикт 9.



Фильм Нила Бломкампа, 2009 год. Абсолютно оригинальный и в то же время остро актуальный сюжет. Каких только инопланетян не изобретала человеческая фантазия - завоевателей, исследователей, безмерно жестоких, веселых и любопытных... В каком только виде инопланетяне не являлись на Землю.
Но такое еще никому не приходило в голову.
А что если инопланетяне будут... очень голодные, шумные, грязные и невоспитанные; их будет слишком много; они будут всем мешать, трещать на непонятном языке и из-под полы торговать оружием...  словом - инопланетяне как беженцы? Убивать открыто вроде неловко, принимать никто не хочет, единственный выход - запереть в лагерь и потихоньку использовать для разных экспериментов с их же инопланетным оружием... потому что они же все равно не люди, правда?
То, что получилось - я считаю, шедевр. Ничего лучше за последние 15 лет не сделано.

Место 2. Элизиум




И снова фильм того же Бломкампа, 2013. Имхо, по сравнению с "Дистриктом" он несколько проигрывает, в основном, в тематически-идейном плане. Но это довольно точное и подробное социальное предсказание близкого будущего (страшная нищета; откровенно говоря, на описание Зоны Развития в ХЗ меня весьма вдохновили сцены из этого фильма; люди бьются, чтобы получить любую работу, высокие технологии и роботы отлично сочетаются с общим убожеством и нечеловеческой эксплуатацией пролетариата, начисто загубленная природа. В то же время - элита отселилась на искусственную космическую станцию со всеми удобствами и наслаждается своим маленьким раем. Социальный накал фильма снижается за счет того, что весь сюжет крутится вокруг темы доступности высокотехнологичной медицины - элите она доступна, остальным нет; в итоге герой на время делает эти технологии доступными всем... и что, решены все проблемы? Конечно, нет. Но слеза уже выжата, все хорошо. Но слишком много все-таки ждать не стоит, не к революции же и построению коммунизма может призывать современный режиссер. Однако показано более, чем достаточно, чтобы сделать правильные выводы.

Место 3. Прибытие.




Это несколько неожиданно - в сравнении с первыми двумя местами, поскольку фильм Дени Вильнева 2016 г. никаким боком не касается социальной тематики.
Но я считаю его одним из лучших - прежде всего, за абсолютную оригинальность, неизбитость сюжета, и за то, что это настоящая сайенс фикшен в самом чистом виде, без элементов оперы, боевика или фэнтези. Причем, что интересно, не "железячная" сайенс фикшен; наука, которая обыгрывается в произведении - это лингвистика. Фильмов и книжек про полеты к разным планетам, нанороботов, генетику, гравитацию и двигатели сделано уже миллион. А вот вы попробуйте оригинально пофантазировать на тему... языка инопланетян. Причем так, чтобы зрителю было интересно, чтобы захватывало дыхание, чтобы напряжение не отпускало, и загадки накручивались, находя в конце блестящее разрешение.
Создателям фильма - удалось. Это потрясающе.

Место 4. Тетралогия "Голодные игры".




Пусть будет вся тетралогия, рассматривать отдельные фильмы было бы здесь все-таки глупо. Снята она по трилогии Сьюзен Коллинз, и фильмы, на мой взгляд, нисколько не хуже книг.

Футурология здесь кажется гораздо менее реальной, чем в том же "Элизиуме". Слишком искусственный, натянутый мир - хотя и логически вполне простроенный. Но это и не обязательно. И автор книги, и создатели фильмов поставили на зрелищность, на искусственность, на эффекты, и у них получилось. Даже само противостояние Капитолия и угнетаемых дистриктов - яркая информационная война, в которой образ Китнисс-Птицы-пересмешника чуть ли не важнее реального оружия и организации. Где за бедной травмированной Китнисс все охотятся как за воплощением вдохновляющего образа (а ей это и близко не сдалось).
Тут можно многое высказать, конечно, по поводу идейных недостатков трилогии. Но я не буду. Меня наоборот удивляет, что фильм с таким содержанием приобрел такую гигантскую популярность; здесь ведь хорошо просматривается вся трагедия угнетения - бедных богатыми, нищих голодных производящих районов - империалистическим центром. Это угнетение заклеймено как нечеловеческое, недопустимое, революция и восстание легитимны, оправданы. Конечно, выход в итоге показан... ну такой. Отменили Голодные Игры, ввели парламент вместо диктатора - и все проблемы решены, да. Но тем не менее, и это - не коммунистический, конечно, далеко нет, но очень и очень левый фильм, дающий хорошее понимание сути угнетения. В общем, об этом интересно было бы еще порассужать, но я закруглюсь.

Место 5. Аватар.



2009 год, как и "Дистрикт 9". Да, тут я ничего оригинального не скажу, популярность этого фильма Камерона просто зашкаливает (скорее странно, что у меня он на 5 месте после какого-то там "Прибытия" - но вы же понимаете, что ТОП - дело очень условное, на самом деле, все эти фильмы я люблю примерно одинаково).
Покорил меня этот фильм двумя моментами. Во-первых, картинка - вся эта природа, полеты на драконах, буквально слившиеся с природой аборигены Пандоры. Это все просто очень красиво. Невероятно красиво. Так, что ты вообще забываешь, что показывают вовсе не реальный мир. Для меня этот фильм - просто антидепрессант.
Ну и во-вторых, конечно, мощнейший антиимпериалистический накал. Эта тема вызывает у меня большое сочувствие, а речь Джека Салли в образе Торука Макто перед нави - это прямо-таки вдохновляющий гимн антиимпериализма. "Они послали нам сообщение о том, что они могут взять здесь все, что захотят, и никто не сможет их остановить. Но нам тоже есть что им сообщить! ... мы скажем им, что они не могут взять здесь все, что захотят! Потому что эта земля принадлежит нам!"

Так что как видим, хорошие фильмы вполне существуют. И не только эти - я могу назвать и другие, вполне неплохие (тот же, к примеру, "Интерстеллар"). А то, что их мало - известный закон, согласно которому 90% произведений в любом виде искусства всегда будут так себе, средненькими или плохими, и только 10% хорошими, а  1% шедевральными.
Еще, например, мне хотелось бы отметить малоизвестный фильм "In time", любопытный своей философской подоплекой: здесь экономическая система построена не на деньгах, а на отнимаемом у рабочих времени жизни - которое плюсуется к жизни богатых и делает тех фактически бессмертными. Сам фильм, может быть, и не так прекрасен, как упомянутые выше шедевры, но идея необыкновенно глубокая: ведь и у нас отбирают не что иное, как реальное время жизни.

И это мы еще не касались сериалов, которые тоже в последнее время поднимаются до уровня именно искусства. И это мы еще не учитываем монополии США на кинопродукцию, и того, что в других странах тоже снимаются фильмы, которых мы, однако, не видим.

фантастика, фильмы

Previous post Next post
Up