Хочется прервать этот муторный рассказ про суету и написать о чем-нибудь интересном.
Тем более, что политолог Анастасия Митрофанова сообщила мне, что читает сегодня на какой-то конференции доклад по моим романам :) Именно с религиозным уклоном. Ну что поделаешь? Хотя я была воцерковленной всего лет 6-7, был такой просто эпизод в жизни - но я за это время понаписала кучу романов про христианский социализм, и они кому-то нравятся, на кого-то влияют, я не могу их просто так выкинуть из жизни. Даже не могу сказать, что это все было заблуждение, потому что... ну а почему заблуждение? Хорошие романы. Общества вполне там логически непротиворечивые. На земле и с земной церковью только это все абсолютно невозможно - ну так там дело происходит и не на Земле. А все, что я там писала - вовсе не так уж неправильно. Под многим я и сейчас подпишусь.
_______________
Так вот, подумалось. Сейчас я иногда смотрю на некоторых верующих и не понимаю:как можно вообще вот поклоняться какому-то там "высшему существу", божеству, зачем это, что это за "божество" такое, которое нас сотворило и теперь тупо на все это смотрит и с какими-то своими целями заставляет нас вот это все переживать и мучиться. Чтобы мы там, например, чему-то учились или с целью каких-то испытаний... да тьфу на такое божество! Это ужас какой-то.
А потом я думаю, но ведь что-то я находила во всем этом. Именно свое, сокровенное.
И да, находила.
Сам сеттинг я представляла примерно так, как у Льюиса описано.
Вот Бог сотворил мир - и все, кранты, вмешиваться нельзя. Ну как-то можно, но нельзя, например, нарушать по ходу законы природы, нельзя какие-то заложенные этические моменты нарушать (свободу воли, к примеру).
И вот ему нельзя вмешаться, и он сидит и смотрит вот на все это. И если Бог похож на нас, то главное, что он будет при этом воспринимать - это страдания. У человека мозг устроен так, что страдание, боль гораздо значимее всего остального, оно и понятно. Ну и страдание других тоже... Получается, что Бог сидит и непрерывно мучается, глядя на все вот это. Причем изменить ничего не может. Может только сам воплотиться, пройти весь цикл страданий, умереть... ну то, что и произошло. Получается, что Бог это сделал с отчаяния.
Понятно, что в такой ситуации отношение к нам Бога на самом деле примерно такое: да лишь бы только уже вам было хорошо, лишь бы вы не страдали и друг друга бы не мучили. То есть для каждого конкретного человека Бог хочет только одного, чтобы тому было хорошо, не больно, не тяжело, чтобы человек был счастлив.
Никаких там особо духовных людей в этой ситуации быть не может, потому что все остальные человеческие скиллы как-то тускнеют, "достижения" не важны, даже пресловутая "чистота души" не важна; вот если кто-то решает свои проблемы за счет боли других - вот тут Бог может и разгневаться, а так - лишь бы дитятко не плакало.
А приоритет в глазах Бога в этой ситуации имеют те, кто непосредственно сейчас вот сильно страдает, физически или душевно.
Вот как-то так я это ощущаю, и главное. даже логически не представляю себе ничего другого.
Но это все, разумеется, с точки зрения церковного учения, катехизиса и т.д. совершенно неправильно, и когда я была в церкви, то не думала все время вот так, а наоборот, старалась много читать и "мыслить правильно", как положено. Потому что это же как бы моя фантазия, а если я начну верить в свои фантазии... у меня их слишком много. И я хорошо понимаю их отличие от реальности. В церкви, конечно, идеализм - но объективный идеализм, то есть какая-то общая идея, и нужно разделять то, во что верят все, а не нести отсебятину.
Но если я во что-то на самом деле и верю, даже, может, и до сих пор немножко (верят же в добро, в истину, в счастье, в светлое будущее в конце концов) - то вот в такого Бога, которому очень хреново жить. Даже хреновее, может, чем нам, потому что каждый нормальный человек предпочтет мучиться сам, чем смотреть на мучения своего ребенка. Так что в этой концепции распятие - это лишь эпизод. Дело-то даже вовсе не в нем, не в одноразовом каком-то действии. Дело в том, что Бог мучается из-за нас вообще все время, и реально бы очень хотел, чтобы все это прекратилось, и чтобы нам уже стало наконец хорошо.
да... тут мы подходим к вопросу о том, что кому-то и сейчас очень неплохо, а кто-то как раз в таком мире чувствует себя как рыба в воде, а также, что всем хорошо не будет ни при каких раскладах и карамазовской "гармонии" никто и не обещал.