Сфера услуг и революция

Mar 22, 2019 10:31

Вообще говоря занятость значительной части трудящихся в сфере услуг некоторое значение имеет. Не то, что они "не пролетариат" теперь и "не революционные", или вообще не принадлежат ни к какому классу. Или к "интеллигенции", о мамамиа.

Это все имеет совершенно другое значение. Высокоразвитая сфера услуг говорит о том, что в стране существует рынок этих услуг. И покупатели на этом рынке, потребители - это трудящиеся. Потому что если бы речь шла только об услугах небольшой прослойке крупной буржуазии и высших чиновников - то никаких 70% занятых в сфере услуг было бы не нужно. Достаточно очевидно, что услуги в широком смысле, включая медицину, образование, искусство, торговлю разного рода, даже туризм, потребляют сами же трудящиеся, значительная часть из которых является пролетариями (а также самозанятые и другая мелкая буржуазия).

В прошлом году Ворона ликвидировала пробелы в своем жизненном опыте, слетав отдохнуть на Мальорку. А то вообще на море не была с советских времен.
И вот там у меня были интересные впечатления. Маленький городок Кала-Ратьяда. Промышленности, конечно, нет, даже мелкой, даже ремесленной. Сельское хозяйство на острове есть, но вокруг Кала-Ратьяды оно наблюдается в зачаточных формах. Промысла, например, рыбы, тоже нет. Ничего нет. Чем же заняты все жители городка? Занимаются, наверное, "деятельностью", по мнению жж-философов.



А все жители городка вкалывают как проклятые, притом за небольшие деньги. Кстати, когда об этом задумываешься, отдых как-то слегка омрачается. Когда видишь одного и того же бармена каждый день, с утра до вечера, и в выходные тоже он же...Нет, я понимаю, что это не за станком стоять, но тем не менее, эта "деятельность" - тоже не отдых, он не свободен, он не может пойти куда хочет и делать, что хочет; он должен обслуживать капризных и зачастую неприятных клиентов. Но клиенты обычно об этом не думают и воспринимают все как данность.

Весь городок построен примерно так: отель, ресторан, курортный магазин (набор товаров и продуктов чисто для курортников), ресторан, отель, курортный магазин, еще магазин, еще отель, ресторан... Все это - рабочие места для десятков тысяч наемных работников. Которых спесивые отдыхающие и за трудящихся-то не считают, так, какая-то обслуга - даже если это прачечная, где массово стирают постельное белье... Весь город трудится в этом бизнесе. Да что там, и практически весь остров - тоже. И это не немецкие работники сферы услуг, у которых может быть собственный дом, машина, и они летают отдыхать на те же острова. Это довольно бедные испаноязычные жители, которые сами себе вообще ничего не могут позволить, но трудятся, чтобы ублажить более обеспеченных отдыхающих.

Так вот, наличие развитой сферы услуг имеет другое значение, нежели "исчезновение пролетариата". Оно показывает, что жизненный уровень пролетариата все еще довольно высок. Что мы все еще живем в "безопасном обществе", где у людей нет реальной перспективы смерти от голода (или от излечимых болезней).

Это, кстати, фактор, которого во времена Маркса на самом деле не было - ведь не было еще мировой системы социализма, и не было, соответственно, какой-то необходимости для капиталистов ублажать собственных трудящихся, чтобы они не сделали "как в России" (а во всех развитых странах такая тенденция имелась, и очень большая, и одними репрессиями или, допустим, финансированием фашизма, тут обойтись было невозможно - тем более, что СССР победил в итоге и фашизм, заставив союзников по коалиции объявить его "мировым злом" - если бы не эта победа, фашизм бы злом так и не считался). Абсолютного обнищания пролетариата по Марксу не произошло - но это не делает теорию неверной, она не могла предвидеть появившийся новый фактор реального социализма.

И вот теперь мы все еще живем в мире, не вполне покончившем с "тенью СССР", мы все еще, особенно жители империалистических центров (например, ФРГ), пользуемся благами, завоеванными и выдранными у капитала в те времена. Этих благ закономерно становится все меньше. Зарплаты и пособия снижаются. Медицина все менее доступна каждому. Цены выросли. Поощряется миграция рабочей силы ради демпинга зарплат. Давление на каждом рабочем месте растет. И так далее.

Но пока эти блага в наличии, и их отъем происходит не резкими волнами, революционность любого пролетариата - хоть индустриального, хоть неиндустриального - весьма низка.
Трудно ожидать революционности от Ганса, который в отпуск летит на Мальорку (а то и подальше) и чешет пузо под пальмами, получая в отеле первоклассный массаж и спа-процедуры.
Даже если у него масса проблем так-то по жизни, своего жилья нет и не предвидится, ребенок не может найти место обучения, и его надо кормить, машина вышла из строя, а на работу за 100 км ездить не на чем...
Кстати, та же ситуация и с российским Петей, который летит в Турцию.

Тут, конечно, не только сфера услуг. Также и значительная часть производства - это производство "товаров народного потребления", причем зачастую совершенно безумных каких-то, вроде приспособлений для варки яиц или выдавливателей серединки из ананаса, домашних хлеборезок и особенно всей этой красивенькой упаковки, никому не нужной, дико загрязняющей окружающую среду и дающей рабочие места целому сонму борцов за чистоту окружающей среды - которые не борются при этом против производства упаковки, а внушают гражданам чувство вины, за то, что те "слишком много потребляют". Чтобы снижать их уровень жизни дальше, увеличивая прибыли, а граждане чтобы не роптали - в общем, сплошной профит, куда ни плюнь.

Вывод из всего этого такой:
Революционная ситуация наступит либо в результате гибели того мира, к которому мы привыкли, исчезновения "безопасного мира" - как показано у меня в "Перезагрузке", например, в результате большой войны. Когда людям придется именно бороться за выживание. В этом случае революционным субъектом будет, несомненно, индустриальный пролетариат - потому что никакого другого пролетариата и не будет. Рынки сферы услуг рухнут.

Либо, и мы должны на это очень сильно надеяться, эта ситуация наступит раньше в результате резких сокращений социальных благ, мощного кризиса. И мы не успеем перейти полностью к "рискованному миру", и капитализм не угробит миллиарды людей. То, что и в результате простого сокращения социальных благ революция возможна, показывает пример Франции. Если бы у "желтых жилетов" было вменяемое руководство и вообще нормальная партия - они вполне могли бы добиться успеха. Ну и еще надо, чтобы аналогичное движение захватило все основные развитые страны (и такое тоже бывало - вспомним пример "Оккупай").

В этом случае революционный субъект - весь пролетариат, причем особенно его беднейшие слои, которые уже болтаются где-то между безопасным обществом - и реальной опасностью остаться без жилья, например. Разделение по профессиям или даже "производству прибавочной стоимости" здесь нелепо.

Разумеется, это в любом случае приведет к гражданской войне и какому-то градусу насилия. Что уже во Франции и происходит, поскольку правительство раскручивает репрессии, выпустило новый закон о запрете демонстраций.
Но есть некоторая надежда, что все-таки революционная ситуация наступит раньше, чем стартуют ядерные ракеты в результате очередного империалистического передела.

современный мир

Previous post Next post
Up