О пенсиях

Jun 06, 2018 18:55

В очередной раз поднял интересную тему anlazz    - о пенсиях. Оказывается, уже "проводят исследования", которые должны доказать, что надо рожать детей, которые "будут содержать в старости", а на надеяться на государство. Это весьма распространенная обывательская точка зрения. Посмотрим на нее более внимательно ( Read more... )

старики, пенсии, экономика, капитализм

Leave a comment

sch_haifisch June 6 2018, 17:31:48 UTC
Я бы ещё прямо обозначил, что ситуация "денег нет" отнюдь не равна ситуации "продукции нет". Граждане настолько сжились с якобы интуитивно ясной мыслью "сколько денег, столько и продукции в экономике", льющей воду на мельницу буржуазии, что даже если они прочитают у вас тут сейчас про производительность труда и автоматические линии, им так и не придёт в голову - едят-то они не деньги, а конкретные мясо, хлеб, рыбу, овощи и прочие тортики, и живут они в домах, выстроенных не из денег, а из конкретных кирпича и блоков. И вот количество того конкретного хлеба и кирпича ВНЕЗАПНО слабо коррелирует с монетарной политикой владеющих государственной властью капиталистов.

Reply

blau_kraehe June 6 2018, 17:39:59 UTC
Для меня это вообще пока сложный вопрос, я хочу в нем более подробно разобраться.
Вообще сама идея, что "деньги обеспечиваются реальным производимым продуктом" - она довольно странная, и по-моему. какая-то фрическая. Потому что огромная часть вполне по Адаму Смиту производимого продукта исчезает сразу же после продажи - например, вся одноразовая продукция, всякая дребедень, еда. Это же не то, что золото, которое раньше обеспечивало бумажные ассигнации.
Капитал, однако, во всем мире очень сильно вырос. И это очевидно. При этом выросла и масса производимых товаров.

Reply

miavv June 6 2018, 18:14:39 UTC
Если на деньги можно купить еду, разве не означает это, что "деньги обеспечиваются реальным производимым продуктом" ?

Reply

razorbck June 7 2018, 10:31:53 UTC
Нет, это означает только то, что этим продуктом обеспечены те деньги, которые на него тратятся. При этом в экономике есть еще в разы, если не на порядки, больше денег, крутящихся в финансовой сфере и вложенных во всякие акции, фьючерсы, деривативы и прочую виртуальную хрень. И если все их владельцы разом вздумают прикупить на эти деньги чего-нибудь реального, то их (и нас тоже) ждет большой сюрприз.

Reply

miavv June 7 2018, 11:27:19 UTC
Если Вы купили ценную бумагу, то потраченных денег у Вас уже нет. А чтобы что-то купить, придётся эту бумагу продать. И тогда денег убудет у покупателя бумаги. То есть, от наличия на рынке ценных бумаг, количество денег не уменьшается и не увеличивается.

Reply

razorbck June 7 2018, 12:16:57 UTC
От наличия на рынке ценных бумаг деньги оказываются обеспечены не только реальными товарами, но и этими ценными бумагами. Т.е., если бы этих бумаг не было, то купить на наличное количество денег было бы нечего. И нет, те, кто продает вам эти бумаги, не тратят полученные деньги на покупку реальных вещей.

Reply

miavv June 7 2018, 13:24:07 UTC
То есть, тупо складывают в сейф или на счёт?

Reply

razorbck June 7 2018, 13:26:38 UTC
Нэт, остро вкладывают в другие бумаги, чтобы поиметь еще больше денег, не обеспеченных реальными товарами.

Reply

miavv June 7 2018, 13:32:19 UTC
А если это так, то объём бумаги в разы превышает объём денег, которые ходят на биржах.
Следовательно, даже если биржевики захотят продать все бумаги и пойти купить конфет, у них ничего не выйдет, просто не хватит денег, чтобы выплатить стоимость бумаг. И конфеты никуда из магазина не денутся.

Reply

razorbck June 7 2018, 13:50:24 UTC
Вы забыли про ФРС и ЕЦБ, которые в случае нехватки денег на выкуп бумаг, которые надо выкупить, напечатают, а точнее введут в компутеры, столько денег, сколько требуется. И это не предположение, они это проделывали уже не раз.

Reply

miavv June 8 2018, 07:48:41 UTC
Эмиссия идёт постоянно. И ничего, живём.
Бывает, что накупившему обесценившихся бумаг банку дают кредит от центрального банка. Но это именно кредит, а не просто подарок.

Reply

sophia_picus June 7 2018, 13:52:54 UTC
Если вдруг все владельцы акций захотят продать их одновременно - акции немедленно обвалятся в цене, и их владельцы не смогут даже вернуть вложенное.
Такие случаи бывают, когда схлопываются биржевые пузыри, это ведет к банкротству банков, следом предприятий, затем безработице и падению спроса.
Во время Великой депрессии не было очередей в магазинах, были за бесплатным супом - и при этом фермеры выливали молоко на землю, а зерно сжигали.

Reply

miavv June 8 2018, 08:21:54 UTC
Да. Как-то так.
Я, как раз, про то, что деньги ценными бумагами не обеспечиваются. Кто накупил шлака - тот сам себе злой буратино.

Мои знакомые биржевые спекулянты уже продали все бумаги и вложились в производство и недвижимость.

Reply

sophia_picus June 8 2018, 09:08:17 UTC
То же самое справедливо для любых товаров ( ... )

Reply

miavv June 8 2018, 09:57:08 UTC
Мистер А продал на 1 млн. акций мистеру Б, мистер Б продал на 1 млн. акций мистеру В, мистер В продал на 1 млн. акций мистеру А. Объём торгов 3 млн. А денег на троих у этих господ может быть всего 100 тыс. Они сидят и годами обмениваются акциями, то выигрывая друг у друга, то проигрывая.

Другое дело, когда на биржу приходит игрок с деньгами из другой отрасли. Вот уже это и будет оттягиванием денег на биржу. Но точно так же деньги с биржи могут и обратно в производство уходить.

Reply

sophia_picus June 8 2018, 10:13:55 UTC
Более того.
Хлебозавод А закупил у мукомольного заводп Б муку - и расплатился безналичным расчетом.
Пекари выпекли хлеб и получили зарплату - на карточки.
Пошли в магазин и купили товары - расплатившись безналично карточками.
Большая доля товарооборота происходит за бежналичные деньги, которые только числятся на счетах предприятий и физических лиц.
Денежная база (наличные) * банковский мультипликатор=денежная масса (наличные+безналичные).
Но как только население теряет доверие к банкам (например, из-за банкротства нескольких) народ массово бежит заарывать вклады. И денежная масса резко снижается - примерно до уровня денежной базы.
Т.о. товарная масса как раз и может оказаться не обеспечена денежной.
Поэтому в последние десятилетия считается, что кризисы нужно заливать деньгами.

Reply


Leave a comment

Up