Это очень трудно - таким образом разделить функции. Да, будущее должно прогнозироваться научно, да, идеология должна создаваться идеологами. Но кто должен доносить все это до масс? Возьмем, скажем, церковную идеологию - не вопрос, разрабатывать теорию разрешалось только теологам, однако великими стали не они, а Микеланджело, Рублев и Бах. Все творчество которых целиком было в общем-то "идеологическим". И это при строжайшем запрете на "народную теологию", вякнешь что-то свое - еретик.
В условиях социализма вот вы считаете "ужасом" то, что люди писали о будущем. Хотя миллионы людей на всей планете как раз не считают это ужасом, и для них это - пусть не идеальный (у каждого свой идеал), но законченный реальный образ прекрасного коммунизма. А вы предлагаете запретить писателям мечтать? Или что? Как-то ограничить полет мысли? Вот пиши про лубофф и пробивайся в "мастера культуры", или сиди и помалкивай в тряпочку, потому что мечтать - это не твое дело? Вы не любите этот жанр, но почему все остальные тоже должны его не любить? Откуда вот этот снобизм, я не понимаю, и стремление всем навязывать свои собственные художественные вкусы?
Да и по-любому, хоть разрешать только строгий реализм и только "про лубофф", разделить функции идеологических органов и искусства не получится. Искусство - то, что работает с эмоциями. Человек, который сумел воздействовать на эмоции окружающих, ну простите, уж невольно воспринимается как-то по особенному. Ему дарят цветы, у него просят автограф. Как тут не начать воспринимать себя и свою касту как нечто особенное?
Рецепт тут, на мой взгляд, один: не допускать никакой материальной привилегированности людей искусства. Более того, подавляющее большинство этих людей должны трудиться в народном хозяйстве и знать обычную жизнь. Может быть, ряд уже признанных гениев может быть от этого освобожден (путем оплаты, но тоже не превышающей оплату обычного рабочего). Это автоматически предохранит людей искусства от превращения в касту. А цветы и автографы - в них нет ничего плохого, от них одних не превратишься в "избранного", если ты должен так же, как все, покупать вещи в обычных магазинах, экономить, трудиться ежедневно.
Каста искусствоведов - дело другое, она действительно нужна как именно авторитеты в области искусства. Как специалисты.
В позднем СССР "люди искусства" стали авторитетами в политике лишь потому, что был в целом дефицит в эмоциональной области, идеология продуцировала набившие оскомину (хотя и хорошие так-то) образы "героизма гражданской и Великой Отечественной". Люди искали ответы на мучившие лично их вопросы и находили их в фильмах Рязанова или в песнях Окуджавы. Идеологи уже никого не интересовали по понятным причинам. Отсюда Ахеджакова с Окуджавой у нас стали политическими авторитетами. Это обычное уродливое явление позднего СССР, и оно пройдет.
"Вы подумайте, насколько бы лучше играла Ермолова вечером, если бы днем она стояла у шлифовального станка!" Конечно, это утопия. Занятия искусствами на серьёзном уровне предполагают полную самоотдачу. Не знаю, как у писателей, но в других отраслях - это точно. 8 часов за инструментом в день - просто необходимо. Это как спорт.
Творчество указанных гениев было заказанным тогдашним богатым сословием, я об этом и писал. Вот в рамках заказанного они и трудились. Просто заказчик всё-равно выше, он источник благ. Ненормальной является ситуация, когда культурка сама себе заказывает, что мы и наблюдаем в последнее время в России.
Так или иначе, всё дело упирается в правящий класс, здесь источник всего
Все дело упирается в экономику, если экономика не обеспечивает людям свободное время для творчества-самодеятельности (пусть и после станка и швейной машинки), творчество заменится ремеслом.
Профессиональное писательство - это способ заработка. Рынок всегда минимизирует затраты; проще написать про эльфийскую принцессу, чем про завод; для книги про завод придется покупать книги и искать консультантов, это снижает прибыль (при российских гонорарах работать с ворохом книг - значит издать текст себе в убыток) Раньше роман про завод мог написать рабочий завода, сейчас даже менеджеры заводов не пишут романы.
При рынке, побеждает "паралитература", литература не от шлифовального станка, а из пальца. Горстка "высокой культуры" зависит от заказчиков, но убогая экономика приговаривает к убожеству и культуру.
СССР мог себе позволить многое, включая реалистичную прозу от "станка", РФ это позволить не может, в силу экономики. А экономика, в свою очередь, приговаривается к убожеству культурой.
Люди, которые с детства читают про "Короля Артура", будут очень сговорчивыми на переговорах с англичанами и американцами. Вина и комплекс неполноценности ведут к покорности, то есть к экономическим уступкам. Это закрепляет сырьевую экономику и круг замыкается.
Художественная литература от шлифовального станка скорее всего будет неинтересна даже тем, кто на нем работает. Вы вот сами скачали бы роман про завод, хоть от рабочего, хоть от менеджера?
Да, и с детства читал кучу литературы в том числе и англоязычных авторов, и про эльфов с гномами, и про всякое другое, а ни пиетета перед англоязычниками, ни тем более вины и комплекса неполноценности перед эльфами так и не появилось. И переговоры с англичанами ничем не отличаются от переговоров с узбеками или египтянами, ведь нации - это миф. Что-то пошло не по плану. :)
И переговоры с англичанами ничем не отличаются от переговоров с узбеками или египтянами, ведь нации - это миф
Избивайте ваше соломенное чучелко в другом месте. У меня не было слово "нация", вы его сами придумали.
СРП Сахалин, ВТО и разрушение СЭВ ради "вхождения в клуб цивилизованнывх стран" - это реальность.
Европейский Банк Реконструкции и Развития был создан за месяц (!) до начала приватизации в РФ. Банку без истории была создана репутация на одном слове "европейский".
Хорошо, так если нации ни при чем, каким боком тогда здесь литература про короля Артура? А если бы выяснилось и каким-то образом было доказано, что прихватизаторы вообще не прочитали ни одной книги за свою жизнь, чем бы вы тогда мотивировали их поведение?
Все эти "репутации банков", "клуб цивилизованных стран", "уступки на переговорах" и т.д. - просто лапша для ушей. Для моих, для ваших, для ушей всех остальных граждан. В реальности же представители класса мудаков о чем-то там между собой договорились, как именно им грабить класс честных людей. Может быть, одни особо изощренные мудаки при этом обхитрили других, менее опытных, может, одни мудаки предпочли извлечь краткосрочные выгоды из своей временной власти, может, за свои "уступки" мудаки получили неизвестную нам компенсацию. Правду можно выяснить лишь, если отстранить класс мудаков от власти, арестовать мудаков и начать расследовать их многочисленные преступления.
Культура это не просто прихоть правящего класса. Культура узаконивает вещи в глазах людей, например, фильмы "72 метра" и "Брат" стали идеологической основой для "русской весны" и присоединения Крыма.
Перед приватизацией раскрутили бренд "европейский" и создали моду на средневековье (в клипах тех лет можно видеть этот комплекс неполноценности перед Европой)
Комплекс неполноценности перед Германией был создан на моих глазах - распространяли мифы про "грюнпункт" на упаковке, что "штрихкод - это знак качества" и так далее. Параллельно очерняли победу и СССР, то есть прививали комплекс вины уже к Германии.
Это образы использовали для пропаганды уконкретных вещей - независимости Прибалтики, раскола СССР, вывода Западной Группы Войск из Европы, колонизации СЭВ западными банками.
А если бы выяснилось и каким-то образом было доказано, что прихватизаторы вообще не прочитали ни одной книги за свою жизнь, чем бы вы тогда мотивировали их поведение?
Прихватизаторыне дураки, на них работают целые аналитические отделы. Олигарх может не читать про Артура, но очкарики Иван и Джон составят подробную инструкцию, как Артура можно использовать. И сколько на это надо денег.
Культура это не просто прихоть правящего класса. Культура узаконивает вещи в глазах людей, например, фильмы "72 метра" и "Брат" стали идеологической основой для "русской весны" и присоединения Крыма. Очевидно же, что это не так. Как там были связаны с правящим классом Высоцкий, Северный или Цой? Как фильм про моряков-подводников 2004 года и фильм про уголовников 1997 года повлияли на появление в 2014 году "Русской Весны"? Типа, посмотрел человек фильм, а потом через десять лет у него что-то щелкнуло в мозгу, он всё бросил и ушел на фронт, хотя до этого был упоротым русофобом? И почему такого эффекта нет у советских фильмов про бескорыстных героев-коммунистов, или у какой-нибудь бессюжетной порнушки? В общем, не надо искать мозг там, где он не растет. Культура в первую очередь отражает окружающую реальность и/или представления о ней, даже когда изображает нечто фантастическое.
...очкарики Иван и Джон составят подробную инструкцию, как Артура можно использовать. И сколько на это надо денег. Я даже могу сказать, что будет в этой инструкции - надо дать еще денег Ивану и Джону на более глубокое исследование рынка, и заключить контракт с фирмой, где работает собутыльник Ивана, и поручить проверить контракт фирме, где работает одноклассник Джона. Впрочем, это не суть важно, поскольку речь шла не о том. Из всех этих инструкций никак не следует, что люди, читавшие про Артура, будут якобы более сговорчивыми на переговорах с англичанами, переняв из книжки некий комплекс вины.
...раскрутили бренд, создали моду, распространяли мифы, прививали комплекс вины, использовали образы для пропаганды... Понимаете, в чем дело - всё вышеперечисленное полная ерунда. Житель Донбасса, например, не может поверить в "мирную" пропаганду фашистов, поскольку войну видит своими глазами. Так банальная и скучная правда легко сокрушает все мифы, бренды и прочее. А вот когда много лет управление было и остается основано на лжи и одурачивании, но появились более ловкие лжецы и перехватили управление, развалив страну и повернув ее на путь деградации - тогда и появляются все эти причитания про моду, мифы и пропаганду.
Высоцкий и Цой были совершенно определенно связаны с происходящими общественно-политическими процессами и неосознанно выполняли определенный заказ. Высоцкий - откровенно антисоветский, Цой (как и весь русский рок), собственно, тоже. Но там было все очень сложно. Была ли антисоветскость Цоя целиком отрицательной? Конечно, нет. Протест против существующей смычки зажравшейся власти и теневой экономики, бандитов и цеховиков - это было правильно. К тому же его песни можно понимать как угодно, они абстрактны и универсальны. Проблема лишь в том, что использовали их те, кто были еще хуже... Но тут уж на людей искусства пенять бессмысленно, они лишь повторяют то, что создают "идеологи".
Высоцкий и Цой (и их творчество соответственно) были совершенно советскими, в лучшем смысле этого слова. Если человек вопреки официальным антисоциалистическим тенденциям, в ущерб собственному комфорту и карьере пишет и поет о том, что действительно важно, что усиленно замалчивается и стирается из общественного сознания - разве это не по-советски? Песни их действительно достаточно универсальны, потому и остаются популярными по сей день. Однако проблема не в том, что из-за этой универсальности их могли использовать "плохиши". Проблема в том, что не нашлось "хороших" - никто не вышел с этими песнями и не предложил правильного альтернативного варианта, не выбрался из парадигмы борьбы жабы с гадюкой. Но это явно не вина авторов песен.
Это вы только про писателей. В сфере исполнительского искусства надо работать по своей теме каждый день, и точно не так, как предлагает комедийный персонаж в исполнении Евстигнеева
Конечно, это не утопия, а единственно возможный вариант. Мы тут вообще о чем только что говорили - о Рязанове, Окуджаве и фотографии. Вот это все - снимать фильмы, писать песенки и делать фото - отлично можно в свободное время, конечно, при условии, что этого времени достаточно, при социализме рабочий день в отчужденных областях будет от силы часов 6 или 4, этого более, чем достаточно. Уже Сталин писал о сокращении - в то время! - рабочего дня до 6 часов. Остальное время культурный и воспитанный человек прекрасно может тратить на творчество, некоторые в силу таланта могут подниматься до высот и становиться популярными, другие - для небольшого круга.
Есть отдельные, редкие виды искусства, которые действительно требуют ежедневного многочасового труда - балет, классическая музыка, например. Там ничего придумывать не надо, там люди и так трудятся - и репетируют целыми днями, и ежедневно дают представления и концерты для зрителей. Но это реально отдельные виды искусства, в которых иначе никак. Со всеми остальными, и особенно с писательством - все наоборот. У нас в России как великий писатель - так либо врач, либо офицер, либо, уж на самый худой конец, переводчик. Даже ученые и одновременно писатели есть. Горький не имел другой профессии, но в силу биографии отлично знал жизнь, Достоевский - та же история: политика и каторга. Что вообще может написать человек, просидевший всю жизнь за столом? Честно говоря - не очень много.
Остальное время культурный и воспитанный человек прекрасно может тратить на творчество, некоторые в силу таланта могут подниматься до высот и становиться популярными, другие - для небольшого круга.
Только на стихоплётство. Любое другое творчество требует - внезапно - иметь средства производства.
Не отдельные, а большинство. Писательство - вообще отдельный жанр. Всё-равно будет так: кто больше занимается, тот и большего достигнет (музыка, художка, фотография, скульптура, что угодно). Только что разница между самодеятельностью и профессионалами сократиться ввиду повышения уровня первых
В условиях социализма вот вы считаете "ужасом" то, что люди писали о будущем. Хотя миллионы людей на всей планете как раз не считают это ужасом, и для них это - пусть не идеальный (у каждого свой идеал), но законченный реальный образ прекрасного коммунизма.
А вы предлагаете запретить писателям мечтать? Или что? Как-то ограничить полет мысли? Вот пиши про лубофф и пробивайся в "мастера культуры", или сиди и помалкивай в тряпочку, потому что мечтать - это не твое дело? Вы не любите этот жанр, но почему все остальные тоже должны его не любить? Откуда вот этот снобизм, я не понимаю, и стремление всем навязывать свои собственные художественные вкусы?
Да и по-любому, хоть разрешать только строгий реализм и только "про лубофф", разделить функции идеологических органов и искусства не получится. Искусство - то, что работает с эмоциями. Человек, который сумел воздействовать на эмоции окружающих, ну простите, уж невольно воспринимается как-то по особенному. Ему дарят цветы, у него просят автограф. Как тут не начать воспринимать себя и свою касту как нечто особенное?
Рецепт тут, на мой взгляд, один: не допускать никакой материальной привилегированности людей искусства. Более того, подавляющее большинство этих людей должны трудиться в народном хозяйстве и знать обычную жизнь. Может быть, ряд уже признанных гениев может быть от этого освобожден (путем оплаты, но тоже не превышающей оплату обычного рабочего).
Это автоматически предохранит людей искусства от превращения в касту. А цветы и автографы - в них нет ничего плохого, от них одних не превратишься в "избранного", если ты должен так же, как все, покупать вещи в обычных магазинах, экономить, трудиться ежедневно.
Каста искусствоведов - дело другое, она действительно нужна как именно авторитеты в области искусства. Как специалисты.
В позднем СССР "люди искусства" стали авторитетами в политике лишь потому, что был в целом дефицит в эмоциональной области, идеология продуцировала набившие оскомину (хотя и хорошие так-то) образы "героизма гражданской и Великой Отечественной". Люди искали ответы на мучившие лично их вопросы и находили их в фильмах Рязанова или в песнях Окуджавы. Идеологи уже никого не интересовали по понятным причинам. Отсюда Ахеджакова с Окуджавой у нас стали политическими авторитетами. Это обычное уродливое явление позднего СССР, и оно пройдет.
Reply
Конечно, это утопия. Занятия искусствами на серьёзном уровне предполагают полную самоотдачу. Не знаю, как у писателей, но в других отраслях - это точно. 8 часов за инструментом в день - просто необходимо. Это как спорт.
Творчество указанных гениев было заказанным тогдашним богатым сословием, я об этом и писал. Вот в рамках заказанного они и трудились. Просто заказчик всё-равно выше, он источник благ. Ненормальной является ситуация, когда культурка сама себе заказывает, что мы и наблюдаем в последнее время в России.
Так или иначе, всё дело упирается в правящий класс, здесь источник всего
Reply
Все дело упирается в экономику, если экономика не обеспечивает людям свободное время для творчества-самодеятельности (пусть и после станка и швейной машинки), творчество заменится ремеслом.
Профессиональное писательство - это способ заработка. Рынок всегда минимизирует затраты; проще написать про эльфийскую принцессу, чем про завод; для книги про завод придется покупать книги и искать консультантов, это снижает прибыль (при российских гонорарах работать с ворохом книг - значит издать текст себе в убыток) Раньше роман про завод мог написать рабочий завода, сейчас даже менеджеры заводов не пишут романы.
При рынке, побеждает "паралитература", литература не от шлифовального станка, а из пальца. Горстка "высокой культуры" зависит от заказчиков, но убогая экономика приговаривает к убожеству и культуру.
СССР мог себе позволить многое, включая реалистичную прозу от "станка", РФ это позволить не может, в силу экономики. А экономика, в свою очередь, приговаривается к убожеству культурой.
Люди, которые с детства читают про "Короля Артура", будут очень сговорчивыми на переговорах с англичанами и американцами. Вина и комплекс неполноценности ведут к покорности, то есть к экономическим уступкам. Это закрепляет сырьевую экономику и круг замыкается.
Reply
Да, и с детства читал кучу литературы в том числе и англоязычных авторов, и про эльфов с гномами, и про всякое другое, а ни пиетета перед англоязычниками, ни тем более вины и комплекса неполноценности перед эльфами так и не появилось. И переговоры с англичанами ничем не отличаются от переговоров с узбеками или египтянами, ведь нации - это миф. Что-то пошло не по плану. :)
Reply
Избивайте ваше соломенное чучелко в другом месте. У меня не было слово "нация", вы его сами придумали.
СРП Сахалин, ВТО и разрушение СЭВ ради "вхождения в клуб цивилизованнывх стран" - это реальность.
Европейский Банк Реконструкции и Развития был создан за месяц (!) до начала
приватизации в РФ. Банку без истории была создана репутация на одном слове "европейский".
Reply
Все эти "репутации банков", "клуб цивилизованных стран", "уступки на переговорах" и т.д. - просто лапша для ушей. Для моих, для ваших, для ушей всех остальных граждан. В реальности же представители класса мудаков о чем-то там между собой договорились, как именно им грабить класс честных людей. Может быть, одни особо изощренные мудаки при этом обхитрили других, менее опытных, может, одни мудаки предпочли извлечь краткосрочные выгоды из своей временной власти, может, за свои "уступки" мудаки получили неизвестную нам компенсацию. Правду можно выяснить лишь, если отстранить класс мудаков от власти, арестовать мудаков и начать расследовать их многочисленные преступления.
Reply
Перед приватизацией раскрутили бренд "европейский" и создали моду на средневековье (в клипах тех лет можно видеть этот комплекс неполноценности перед Европой)
Комплекс неполноценности перед Германией был создан на моих глазах - распространяли мифы про "грюнпункт" на упаковке, что "штрихкод - это знак качества" и так далее. Параллельно очерняли победу и СССР, то есть прививали комплекс вины уже к Германии.
Это образы использовали для пропаганды уконкретных вещей - независимости Прибалтики, раскола СССР, вывода Западной Группы Войск из Европы, колонизации СЭВ западными банками.
А если бы выяснилось и каким-то образом было доказано, что прихватизаторы вообще не прочитали ни одной книги за свою жизнь, чем бы вы тогда мотивировали их поведение?
Прихватизаторыне дураки, на них работают целые аналитические отделы. Олигарх может не читать про Артура, но очкарики Иван и Джон составят подробную инструкцию, как Артура можно использовать. И сколько на это надо денег.
Reply
Очевидно же, что это не так. Как там были связаны с правящим классом Высоцкий, Северный или Цой?
Как фильм про моряков-подводников 2004 года и фильм про уголовников 1997 года повлияли на появление в 2014 году "Русской Весны"? Типа, посмотрел человек фильм, а потом через десять лет у него что-то щелкнуло в мозгу, он всё бросил и ушел на фронт, хотя до этого был упоротым русофобом? И почему такого эффекта нет у советских фильмов про бескорыстных героев-коммунистов, или у какой-нибудь бессюжетной порнушки? В общем, не надо искать мозг там, где он не растет. Культура в первую очередь отражает окружающую реальность и/или представления о ней, даже когда изображает нечто фантастическое.
...очкарики Иван и Джон составят подробную инструкцию, как Артура можно использовать. И сколько на это надо денег.
Я даже могу сказать, что будет в этой инструкции - надо дать еще денег Ивану и Джону на более глубокое исследование рынка, и заключить контракт с фирмой, где работает собутыльник Ивана, и поручить проверить контракт фирме, где работает одноклассник Джона. Впрочем, это не суть важно, поскольку речь шла не о том. Из всех этих инструкций никак не следует, что люди, читавшие про Артура, будут якобы более сговорчивыми на переговорах с англичанами, переняв из книжки некий комплекс вины.
...раскрутили бренд, создали моду, распространяли мифы, прививали комплекс вины, использовали образы для пропаганды...
Понимаете, в чем дело - всё вышеперечисленное полная ерунда. Житель Донбасса, например, не может поверить в "мирную" пропаганду фашистов, поскольку войну видит своими глазами. Так банальная и скучная правда легко сокрушает все мифы, бренды и прочее. А вот когда много лет управление было и остается основано на лжи и одурачивании, но появились более ловкие лжецы и перехватили управление, развалив страну и повернув ее на путь деградации - тогда и появляются все эти причитания про моду, мифы и пропаганду.
Reply
Но там было все очень сложно. Была ли антисоветскость Цоя целиком отрицательной? Конечно, нет. Протест против существующей смычки зажравшейся власти и теневой экономики, бандитов и цеховиков - это было правильно. К тому же его песни можно понимать как угодно, они абстрактны и универсальны. Проблема лишь в том, что использовали их те, кто были еще хуже... Но тут уж на людей искусства пенять бессмысленно, они лишь повторяют то, что создают "идеологи".
Reply
Песни их действительно достаточно универсальны, потому и остаются популярными по сей день. Однако проблема не в том, что из-за этой универсальности их могли использовать "плохиши". Проблема в том, что не нашлось "хороших" - никто не вышел с этими песнями и не предложил правильного альтернативного варианта, не выбрался из парадигмы борьбы жабы с гадюкой. Но это явно не вина авторов песен.
Reply
Reply
Интересно, Евстигнееву было смешно, когда ДК заводов cдавали в аренду под бордели и банки?
Reply
Вы вот каким исполнительским искусством занимались?
Reply
Есть отдельные, редкие виды искусства, которые действительно требуют ежедневного многочасового труда - балет, классическая музыка, например. Там ничего придумывать не надо, там люди и так трудятся - и репетируют целыми днями, и ежедневно дают представления и концерты для зрителей.
Но это реально отдельные виды искусства, в которых иначе никак.
Со всеми остальными, и особенно с писательством - все наоборот. У нас в России как великий писатель - так либо врач, либо офицер, либо, уж на самый худой конец, переводчик. Даже ученые и одновременно писатели есть. Горький не имел другой профессии, но в силу биографии отлично знал жизнь, Достоевский - та же история: политика и каторга. Что вообще может написать человек, просидевший всю жизнь за столом? Честно говоря - не очень много.
Reply
Только на стихоплётство. Любое другое творчество требует - внезапно - иметь средства производства.
Reply
Всё-равно будет так: кто больше занимается, тот и большего достигнет (музыка, художка, фотография, скульптура, что угодно). Только что разница между самодеятельностью и профессионалами сократиться ввиду повышения уровня первых
Reply
Leave a comment