Отличная статья на тему "скоро всех заменят роботы"

Oct 06, 2017 23:24


Не могу не перепостить. Очень меня достает новомодная (на самом деле, уже очень старая) идея о том, что "скоро всех вытеснят роботы, людям будет не на что жить и негде работать".
А тут довольно неплохо об этом написано.
Оригинал взят у yarror в Лишние люди такие лишние
Оригинал взят у yarror в Лишние люди такие лишние. Часть I
Оригинал взят у yarror в Лишние люди такие лишние. Часть II
Оригинал взят у yarror в Лишние люди такие лишние. Часть III и последняя


Некоторые люди, которые совершенно не читали классиков или читали их в кратком изложении буржуазных пропагандистов, боятся технического прогресса. Эти «луддиты» XXI века считают, что с внедрением массовой роботизации огромное количество людей станут лишними и злобные капиталисты поспешат от них избавиться. В общем, теория о «золотом миллиарде» и всё такое.



Давайте для начала определимся, почто капиталисты хотят изничтожить бедных пролетариев под корень? Наверное, чтобы воздух не портили и на буржуйскую мраморную говядину свой рот не разевали? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить основы, т.е. «Капитал» Маркса. Естественно, в нескольких предложениях я не смогу пересказать содержание даже одного тома, но могу напомнить несколько терминов от туда. Например, постоянный и переменный, основной и оборотный, денежный, производительный и товарный капитал, а ещё напомнить про постоянный кругооборот этого самого капитала. Без движения капитал перестаёт быть капиталом, мало того, что не происходит его самовозрастание, так и составляющие части тают: деньги обесцениваются, оборудование простаивает и приходит в негодность, сырьё портится.

Теперь давайте рассмотрим это на примере и представим, что ВНЕЗАПНО абсолютно всё производство стало роботизировано и миллионы, хотя какие миллионы, миллиарды людей остались без работы.

Вот, скажем, была фабрика в Пакистане по пошиву футболок марки «Abibas», которая выпускала 10 миллионов штук этих футболок в год и на которой трудилось 1000 человек. Больше этой фабрики там нет. Её перенесли на родину, в Германию, полностью модернизировали, автоматизировали, роботизировали. Теперь фабрика выпускает уже не 10, а 50 миллионов футболок в год, работает на ней только с десяток инженеров, обслуживающих машины. И подобные изменения произошли по всему миру.

Жуткая жуть! Миллиарды неприкаянных безработных роются на помойках в поисках пропитания, миллионы счастливых обладателей дипломов престижнейших технических ВУЗов трудятся на благо держателей капитала, тысячи толстых и довольных буржуинов прожигают свою жизнь, радуясь, что наконец-то избавлены от обязанности платить заработную плату миллиардам людишек, которые теперь роются на помойках в поисках пропитания, пока миллионы счастливых обладателей дипломов престижнейших технических ВУЗов трудятся на благо держателей капитала, которые будучи толстыми и довольными прожигают жизнь, радуясь… А вот радоваться держателям капитала не придётся вовсе. Дело даже не в том, что «чернь» восстанет, а в банальной экономической составляющей всего этого действа.

Фабрика, выпускающая 50 млн. футболок в год должна их продать, иначе оборот капитала - превращение товарного капитала в денежный, затем в производительный, а затем в товарный, чтобы вновь превратиться в денежный и т.д. - произойдёт не в полной мере и этот самый капитал не только не возрастет, но и частично или полностью сгорит. А толстые буржуины, которые про Маркса и слыхом не слыхивали, в погоне за оптимизацией расходов и увеличением производства уже выкинули на мороз миллиарды людей. Возникает закономерный вопрос: куда же деть такое количество футболок, пошитых на роботизированной фабрике, когда подавляющее большинство потенциальных покупателей рыщет по помойкам в поисках еды? Никуда. Самым логичным способом будет сократить производство, чтобы предотвратить потерю денежного капитала при трансформации его через производительный в товарный, что естественно приведёт к сокращению денежного капитала на выходе. Казалось бы, классический кризис перепроизводства. Но не тут то было! При кризисе перепроизводства работников сокращают, темпы производства снижаются до тех пор, пока ситуация не нормализуется, а затем обороты вновь пойдут вверх. Роботов, в отличие от живых людей, с работы не уволишь. Роботы - это часть основного капитала, орудия производства. В них вложены деньги и они предназначены для того, чтобы эти деньги преумножить. Естественно не самостоятельно, а в процессе приложения труда инженеров, обслуживающих их. А ситуация, при которой большая часть населения не имеет работы и не предвидится перспектив изменить эту ситуацию, не предполагает, что когда-нибудь такое количество футболок можно будет продать. То есть весь этот производительный капитал, который составляют супер модернизированные навороченные заводы и фабрики с кучей роботов, не окупит себя, не вернёт свою стоимость. И где логика?



Читатель, которому не чужды теории заговоров, может спросить: а может быть, не там ищешь? Может это хитрый план по уничтожению лишнего количества людей? Сначала они лишат средств к существованию большую часть населения, а потом уморят их голодом, газами, ядами, патогенами (нужное подчеркнуть), чтобы жить в своё удовольствие и потреблять больше всех. Ресурсы-то ограничены и держать лишние рты - означает ограничивать себя! Миф об ограниченности ресурсов крайне живуч в капиталистическом обществе. Особенно он становится популярным во время очередного кризиса перепроизводства, когда по «непонятным» причинам, безусловно связанными с пятнами на Солнце или приближением планеты Нибиру, уровень жизни людей снижается, а капиталисты мечутся в панике из-за сокращения капитала. Нет, только вдумайтесь в серьёзную проблему капиталистического общества: товаров произвели больше, чем смогли продать, из-за чего производство сократилось, работники недополучили то, что заработали, или потеряли работу вовсе, жизнь их ухудшилась, но виноваты во всём эти самые работники, т.к. слишком много потребляют ресурсов, а ресурсы на Земле ограничены! Ресурсов на планете даже сейчас хватит, чтобы с избытком обеспечить потребности каждого человека, а с дальнейшим развитием науки и техники эффективность использования ресурсов будет только расти, а значит, будут расти и возможности удовлетворения потребностей людей. Проблема в том, что в капиталистическом обществе нужны не потребители, а покупатели. Без покупателей оборот капитала не завершится и начнёт таять, но об этом я уже писал ранее. При этом возможности удовлетворить собственные потребности у крупных капиталистов значительно превышают все мыслимые и немыслимые потребности, а наличие миллиардов «лишних ртов» на удовлетворение этих самых потребностей никак не влияет. Поэтому приписывание капиталистом маниакальное желание сократить население планеты не выдерживает никакой критики.

Читатель может удивиться: и что же, никакой роботизации не будет? Ну почему же, будет. Но только тогда и в тех областях производства, где это будет выгодно капиталистам. Вся логика развития экономики подчинена только одному: получению максимальной прибыли. Если будет выгодно полностью автоматизировать производство и это даст максимально возможную прибыль, то оно будет автоматизировано. А вот если максимальную прибыль в какой-то отрасли можно будет получить только за счёт ручного труда, то никаких роботов там ожидать не придётся.



Для примера вернёмся в Пакистан на фабрику по производству футболок. У владельца фабрики появляется естественное желание расширить производство. Изучив рынок, он понимает, что выпуск продукции можно увеличить, как минимум в пять раз. А тут как раз новейшие полностью роботизированные линии появились, которые позволяют организовать выпуск такого количества продукции. Только загвоздка в том, что стоимость такой линии равна стоимости восьми старых фабрик, на которых используется ручной труд, а, допустим, расходы на электроснабжение такие же как на шести старых фабриках. При чём, вся эта разница в стоимости оборудования, расходов на электроснабжение, оплату труда квалифицированных инженеров, а так же стоимость обслуживания банковских кредитов, взятых на модернизацию производства, многократно превышает фонд заработной платы десятков тысяч портных. И вот в Пакистане возводятся ещё четыре швейные фабрики, с ещё 4 000 трудолюбивыми пакистанскими портными, которые проработают там до тех пор, пока не потребуется вновь расширять производство, а стоимость автоматизированной линии не упадёт до такого уровня, при котором капиталисту станет выгодно её купить.



Вдумчивый читатель может спросить: а что же делать, когда массовая замена людей на роботов станет наконец приносить максимальную прибыль в большинстве отраслей производства, где взять такое количество покупателей, если они лишены работы и источников доходов? Может быть, безусловный базовый доход спасёт ситуацию? Нет, безусловный базовый доход - банальная буржуазная обманка, никто из капиталистов не будет за свой счёт кормить толпы людей. Поэтому при введении подобных выплат всё бремя по их обеспечению ляжет в виде различных налогов и сборов исключительно на тех, кто работу ещё имеет. А представьте, если работать будет всего 10 % населения? Это каждому из них придётся своим трудом обеспечивать ещё 9 безработных? И это помимо того неоплаченного труда, который присваивает капиталист в виде прибавочной стоимости. Да и самим капиталистам какой толк от такого количества впустую пропадающей рабочей силы. Да, есть такое дело, как «резервная армия труда», которая выгодна капиталистам для удержания уровня заработной платы на низком уровне, но когда эта армия разрастается до невообразимых размеров, вреда от неё больше, чем пользы. Вместо того чтобы создавать прибавочный продукт и увеличивать капитал, она пассивно участвует в эксплуатации их же собственных работников.

И что же, получается безвыходное положение? Нет, просто проблема возникла на пустом месте. Давайте взглянем на этот замечательный график:



Здесь изображено изменение процента занятых в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг с 1840 по 2010 гг. в США. Как видно из графика, за 170 лет количество людей занятых в сельском хозяйстве сократилось с 68 до 2 %. Казалось бы, страшные цифры! Пора идти уничтожать комбайны с тракторами и возвращаться к серпам и плугам, запряжённым в воловьи упряжки! Но что-то никто не торопится, потому что высвободившаяся из сельского хозяйства часть населения отправилась в город, где устроилась работать в промышленности и сфере услуг. Однако, начиная с 50-х годов XX века, доля занятых в промышленности тоже неуклонно стала падать. И снова виновата проклятая механизация и жуткая автоматизация. Но от чего-то желающих выводить из строя современную технику, чтобы работать по старинке руками и тут находится крайне мало. Лишившиеся работы в промышленности люди пополнили число работников сферы услуг. Безусловно, все эти процессы были не столь гладки, как я описал. Всё это сопровождалось огромным количеством разорившихся и опустившихся на дно людей, множеством трагедий и разбитых судеб. Но если взять голые цифры, а не жизненные перипетии, которые интересны в буржуазном обществе исключительно в виде художественных фильмов и книг, являющихся самым обычным товаром, то ничего страшного не произошло, просто изменилась структура занятости.

С точки зрения капитализма, XX век был поистине Золотым веком в истории этой формации. Производственные силы достигли такого уровня развития, когда один рабочий за смену на автоматизированной линии производит столько же товаров, сколько десяток его коллег всего сто лет назад не смогли бы сделать за неделю. При этом прибавочная стоимость, получаемая капиталистом с одного современного рабочего, многократно превышает ту, что мог получить его дед или прадед в своё время. Развитие техники и технологий позволило высвободить из сельского хозяйства и промышленности огромное количество людей и открыть совершенно новые области производства - производство так называемых «услуг». И если кто-то хочет заявить, что «услуга - это не товар», то пусть посмотрит на эту гистограмму распределения экономически занятого населения в 2013 году:



Занятость в сфере услуг составляет от 61 % (в СНГ) до 81 % (в США) населения. А теперь представьте, какие объёмы денежных средств обращаются в этой сфере. Они там появляются из воздуха? Нет. В сфере услуг производятся товары, которые по ценности для капиталиста не уступают промышленным товарам или товарам, произведённым в сельском хозяйстве. В этой сфере точно так же существует основной и оборотный капитал. Происходит точно такой же кругооборот капитала: денежный - производительный - товарный - денежный. И в процессе этого кругооборота точно так же образуется прибавочная стоимость, которая обеспечивает возрастание капитала. Если кто-то сомневается, то пускай обратит внимание на афишу любого кинотеатра. Разве очередной голливудский блокбастер считается продуктом промышленного производства? Или, может быть, его вырастили на грядках калифорнийские фермеры? А, тем не менее, в производство были вложены денежные средства, которые благодаря наличию у киностудии средств производства и рабочей силы превратились в товар, после продажи которого киностудия вернула вложенные деньги и получила прибыль. И точно так же капиталист, владелец парикмахерской для собак, в которой стригут собак других парикмахеров, оборачивает свой капитал, извлекая прибыль за счёт прибавочного труда наёмных парикмахеров для собак. Сфера услуг безгранична, при этом некоторые товары, произведённые в ней (например, те же фильмы), созданные лишь один раз, можно продать многократно. И упускать возможную прибыль из этой сферы для капиталистов было бы крайней степенью глупости.

Успокоенный моими речами читатель может задать закономерный вопрос: значит волноваться не о чем и капитализм всё расставит на свои места, невидима рука рынка, эффективные менеджеры и всё такое? Нет, конечно. Так называемая «невидимая рука рынка» без сомнения найдёт применение «лишним» людям, но исключительно для того, чтобы получить из этого максимальную прибыль для тех, кто этой самой «рукой» управляет. Я уже упоминал ранее, что на современном производстве капиталист получает гораздо больше прибавочной стоимости от труда одного рабочего, чем мог бы получать от десятков рабочих 100 или 150 лет назад. Почему так происходит? Вроде бы и рабочая смена уже не 12 часов, и заработная плата в относительных цифрах выше, чем заработок нескольких рабочих столетней давности. А сам рабочий живёт в несравненно более комфортных условиях, чем его предки. Наверное, всё это только благодаря машинам и внедряющимся в производство роботам? Отчасти это так, но только отчасти. Дело ещё и в самом рабочем. Теперь это уже не полуграмотный выходец из деревни, который и имя своё в расчётной ведомости мог написать с трудом. Современный рабочий приближается по уровню образования и технической грамотности к инженеру середины XIX века, а в некоторых случаях и начала XX. Только уровень жизни тех инженеров и современных рабочих в относительных цифрах уже несравним. А если взять современных инженерно-технических работников или научных сотрудников и сравнить их с коллегами конца позапрошлого - начала прошлого веков? Тот объём знаний, которым обладают нынешние инженеры или учёные превышает тот минимум, за который раньше капиталисты готовы были платить баснословные деньги.



Иной читатель сделать вывод: знания стали общедоступными и обесцениваются! Нет, обесценивается человеческий труд, в процессе которого эти знания применяются, а значит, увеличивается степень эксплуатации. Именно об этом писали классики, именно об этом сказано в учебниках по политэкономии. И этот процесс будет продолжаться, пока будет существовать капитализм. Работник в сельском хозяйстве, промышленности или сфере услуг будет вынужден иметь более высокую квалификацию, чтобы управлять более сложными машинами, применять в работе больше знаний, но уровень его жизни будет расти гораздо меньшими темпами, чем это предполагалось с его уровнем образования в прошлые годы. При этом расходы на обучение будущих работников несут не капиталисты, пожинающие плоды, а нынешние работники в форме налогов на доходы физических лиц, различных акцизов и сборов, а так же тех налогов, которые вроде бы и взымаются с капиталиста, но фактически являются частью неоплаченного труда этих самых работников.

Внимательный читатель, а тем более читатель, ориентирующийся в марксизме, может заметить: так разве это не является стиранием границ между трудом умственным и трудом физическим, о котором писали классики? Да, несомненно, повышение грамотности населения, повсеместное внедрение машин и перевод труда в промышленном производстве и сельском хозяйстве из разряда «работать руками» в разряд «работать головой» и есть то самое стирание границ между различными видами труда, а вовсе не то устаревшее понимание, которое вкладываю в этот процесс некоторые марксисты-гегельянцы, цитируя Маяковского:

В полях - деревеньки.
В деревнях - крестьяне.
Бороды - веники.
Сидят папаши.
Каждый хитр.
Землю попашет,
Попишет стихи.



Дотошный читатель может удивиться, а разве мои слова не противоречат истинно верному марксистко-ленинскому учению, что этот процесс должен происходить при социализме, да и Энгельс писал о том, что «настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора», то есть понимание о стирании границ у него было несколько иным? В ответ напрашивается встречный вопрос: а в чём противоречия? Во-первых, Энгельс не был футурологом и даже не пытался представить, что иной читатель может встретить слово «тачечник» впервые в жизни именно в этом тексте, а о том, в какой именно форме будет происходить это самое стирание границ, 139 лет назад было представить довольно сложно. Во-вторых, капитализм не застывшая во времени формация и возникновение некоторых черт, свойственных коммунизму, вполне естественный для его развития процесс. Равно как и в период феодализма возникли некоторые явления, ставшие неотъемлемой частью сменившего его капитализма. И чем больше таких процессов будет происходить, тем проще произойдёт смена формаций.

Вся эта истерика по поводу повсеместной роботизации является не более чем страшилкой для того, чтобы держать в тонусе работников и стимулировать их «работать ещё больше» или повышать квалификацию, чтобы постараться продать свой труд дороже. Да, в капиталистическом обществе это означает исключительно повышение уровня эксплуатации. Однако, та же самая роботизация является и шагом к коммунистическому обществу, когда освобождённый от монотонного физического труда человек сможет в полную силу раскрыть весь свой потенциал и заниматься тем трудом, который для него интересен и важен, а не тем, который может обеспечить его выживание. Вопрос лишь в собственности на средства производства…

на пальцах, футурология

Previous post Next post
Up