Инсульт

Dec 07, 2015 09:24

Попалась ссылка про ужасы жизни после инсульта; по ссылке собирают средства на тренажеры, дело хорошее, можно помочь.

Но пугаться "жизнью овощей" не стоит. Как и называть самих пострадавших "овощами", на мой взгляд, даже с благородной целью это как-то не слишком красиво.
Инсульт - это далеко не всегда полный паралич и лежание в постели. Часть пациентов умирает от него сразу, часть (примерно 30%) - полностью восстанавливается. Если остались нарушения двигательной сферы, речи, органов чувств - то опять же в подавляющем большинстве случаев они умеренные, и о полностью лежачем состоянии речь не идет. Хотя существует, конечно, и некоторый процент случаев, когда люди действительно остаются прикованными к постели, без речи, без возможности движений, словно запертыми в собственном теле.
О точных процентах тут судить трудно, вот есть косвенные данные (Германия) по наступившей инвалидности. Из пациентов, опрошенных через 3,6 года после инсульта, 74,9% даже не писали заявление на услуги по уходу (правда, в реальности эта цифра меньше, ведь тяжелые пациенты могли просто не ответить на опрос - но незначительно меньше, ведь за них нередко отвечают родственники). Из тех 22,5%, кто получает такие услуги, лишь 6,5 процентов получили инвалидность 3-ей степени (в Германии - самая высокая), что примерно соответствует положению лежачего, неподвижного пациента.
Таким образом, общее число действительно неподвижных, прикованных к постели пациентов - весьма невелико, менее одного процента. Конечно, и такое может случиться с каждым из нас, но случиться может вообще все, что угодно.

Гораздо более частые следствия - это паралич половины тела. Почему именно половины? Потому что при инсульте поражается обычно только одно из полушарий головного мозга, и следовательно, нарушения возникают в противоположной стороне тела. Этот паралич может быть выражен по-разному, может быть парез - лишь ограничение в движениях и чувствительности, но может быть и так, что конечность буквально висит плетью. Однако при этом вполне возможна частичная реабилитация, пациент может передвигаться на ногах или же ездит в инвалидной коляске - но активно и по собственному желанию, куда захочет.

При реабилитации важно на самом деле никакое не оборудование. Хотя тренажеры - вещь полезная, но вспомогательная. Важны тут две вещи:
- Воля самого пациента.
- Наличие специалистов: лечебная физкультура, логопедия, общая реабилитация.




Особенно важна реабилитация в первые недели после инсульта. Здесь очень многое решается. Пишут, что для больного инсультом постельный режим может быть гибельным, и сейчас уже даже в первые 24 часа рекомендуют хотя бы один раз коротко встать с постели (хотя и переусердствовать опасно, поэтому следует выполнять указания врача и специалистов по реабилитации).

В Германии существуют специальные реабилитационные клиники для послеинсультных пациентов. Там есть и оборудование, и нужные специалисты, которые всегда занимаются только этим, и главное - достаточное число квалифицированного персонала. Ведь например, даже вопрос правильной укладки - не такой простой. Как уложить пациента, чтобы у него не формировалось постоянное мышечное напряжение, чтобы не усугубить состояние? В обычных домах ухода персонал, как правило, не владеет такими техниками или владеет недостаточно.



Но не все пациенты после инсульта поступают в такие реа-клиники - очевидно, не хватает мест. Нередко они сразу после больницы попадают в обычные дома ухода. Например, к нам. Разумеется, мы тоже применяем, например, Бобат-концепцию (специально разработанную для инсультников). Мы тоже учим пациентов самостоятельно есть, умываться-одеваться, мобилизуем. Но у нас и соотношение персонал/пациенты другое, и заниматься всем этим подробно зачастую некогда. Как правило, страховая касса оплачивает для таких пациентов занятия лечебной физкультурой, логопеда, эрготерапию. Но занятия проводятся раз в неделю, а успех их - полностью зависит от настроя самого пациента.

И вот этот настрой очень важен. Очень часто мне вспоминается любимая с детства книжка про летчика Мересьева. Если бы каждый пациент был настроен на то, чтобы реабилитироваться, тренироваться и жить как можно более полноценной жизнью - результаты у многих были бы совсем другими.
За последние годы я припоминаю у нас только двух совсем уж лежачих инсультников. В одном случае это была бабушка, очень старая по возрасту и глубоко дементная. Естественно, ни о какой совместной работе речи не шло, хотя мы старались ее мобилизовать, поднять, но в какой-то момент это стало невозможным. То есть проблема была не в самом инсульте, а в сочетании всех этих заболеваний.
Во втором случае это опять же своеобразный характер, какие-то психические отклонения, полная апатия и нежелание двигаться. Мужчина очень крупный, но тем не менее, мы вдвоем-втроем все время пересаживали его в кресло - но посидев минут пять, он начинал громко кричать, чтобы его положили обратно. В конце концов, всем этот концерт надоел, и теперь он лежит. Парализована половина тела, и в принципе, он мог бы даже научиться ходить. Если бы хотел. Желание тут - ключевой фактор.

Примеров удачной реабилитации я могу назвать много. Лучше реабилитируются мужчины, они активны, как правило, и не желают от кого-то зависеть, женщины (надо учесть, что пожилые немецкие женщины выросли в условиях сильной гендерной дискриминации) обычно более пассивны, хотя бывает всякое. Чем моложе возраст, естественно, тем лучше прогноз. У нас есть, к примеру, один мужчина с довольно тяжелым односторонним параличом, у него отсутствует речь, но тем не менее, он сам ездит на своей коляске (обычной. не электрической, отталкивается рукой и ногой), ходит в туалет, частично обслуживает себя. Ездит куда хочет, ведет нормальный образ жизни - гуляет, смотрит телек, ездит в город с подругой. Если попытаешься, к примеру, помочь ему надеть футболку, сердится, кричит и отталкивает руку. И правильно! Он сам может и хочет.
Никаких тренажеров и никаких волшебных приемов с ним не применяли, обычная лечебная гимнастика и много собственного желания быть независимым.
А другие сердятся, когда им, на их взгляд, недостаточно помогают.
Так что все не так страшно, в любом состоянии возможно еще вести активную жизнь. Да, от многого придется отказаться - но жизнь не кончается, и ни в какого "овоща" человек не превратится, если только сам не сдастся окончательно.

уход

Previous post Next post
Up