Право быть несчастным

May 26, 2013 09:39

Право на жалобы, на то, чтобы позиционировать себя как несчастного - это также проявление иерархического начала.

Право жаловаться есть у сильных. Рыцарь страдает из-за несчастной любви, смерд никаких подобных чувств переживать не может. Мы сочувствуем Татьяне в ее чувствах к Онегину, но нам глубоко насрать на проблемы дворовой девки, которую, например, регулярно избивают (Пушкин это даже замечает: "И, полно, Таня, в наши лета мы не слыхали про любовь"). Только лет через 30 в русской литературе всерьез возникли проблемы голодающих, избиваемых и мучимых крестьян, что делает этой литературе честь. Но тенденция сохраняется.

Мир стенает по трем тысячам американцев, погибших в башнях WTC, но миру глубоко насрать на 10 тысяч убитых афганцев. И дело тут не в "своих - не своих", американцы тоже мало кому "свои". Просто афганцы (как и иракцы, палестинцы и т.д) иерархически стоят ниже в "мировом сознании", у их стран авианосцев нету. Их жизнь поэтому менее ценна.

Это, так сказать, вопиющие политические примеры. Но все это имеет место и в частной жизни. Так, мужчины, несомненно, являются в общественном сознании более "несчастными" и достойными жалости и сочувствия, нежели женщины. Один обладатель пениса так и пишет: мужские слезы дорого стоят - в отличие от женских. Пост или статья о том, как несчастны мужчины, как им трудно жить, соберет массу сочувствующих, перепостов, авторку этого поста (обычно такое пишут женщины) обязательно назовут мудрой и прекрасной. Любое упоминание о том, что женская жизнь тяжела - это "бабьи стенания", и написано это либо неудовлетворенной жизнью бабой (а в том, что она не удовлетворена - она сама же и виновата, разумеется!), либо оголтелой феминисткой. Возможно, той и другой одновременно.
Невозможно бороться с расхожим мифом о том, что мужчинам "запрещено проявление эмоций", а женщины только и делают, что их проявляют. На самом деле как раз женщинам запрещена большая часть эмоций, по крайней мере, любых эмоций гнева, обиды, злобы, словом - негативных, единственное, что женщинам еще немного разрешают - тихо поплакать и поныть от боли. Но и в этом случае обязательно кто-нибудь заявит, что мол, нашла из-за чего ныть, какие же это проблемы. Я раньше думала, что и в самом деле имеется в виду, что нет реальных проблем - но сейчас я вижу, что от реального объема проблем это вообще не зависит! Заявить такое могут любой и в любой ситуации. Потому что это обычный иерархический прием - продемонстрировать, что собеседница ниже тебя, она рабыня, поэтому твои проблемы намного важнее, чем ее.

Мужчинам, впрочем, и в самом деле запрещена некоторая часть эмоций - но почему? Да потому что мужчины непрерывно находятся в том же состоянии борьбы всех со всеми, иерархических разборок. Вышестоящие мужчины точно так же дают понять нижестоящим, что их проблемы не важны. Тебе нечем кормить детей, далеко ездить на работу? Подумаешь, какие проблемы - вот у меня на "Бентли" царапина, и жена новую шубу требует, вот это серьезно! Богатые тоже плачут, знаете ли. Но "настоящий" (согласно гендерным стереотипам) мужчина на это должен стиснуть зубы и добывать и себе жизненные блага - и вот когда он их добудет, то сможет и поплакаться. Он же сильный, ему можно.
Единственная часть эмоций, которая "разрешена" женщинам - разрешена им как угнетенным, это между собой те женщины, которые уж совсем находятся на дне, могут тихо поплакать и пожаловаться друг другу. Но ведь и женщины не все строго на дне. И они между собой не равны, и между ними непрерывно возникают иерархические разборки. Смешно порой смотреть, как феминистки, "отрицающие мужскую иерархичность сознания", немедленно начинают выяснять, кто из них более крутая феминистка. И соответственно, более крутая сразу имеет право жаловаться и сообщать о своих проблемах, а менее крутая должна помалкивать в тряпочку, а то засмеют.  Это, естественно, не был наезд на феминизм как таковой - среди обычных женщин и даже патриархальных абсолютно та же самая картина. Проблемы свекрови - трагедия, невестки - блажь, проблемы матери существеннее, чем дочери. Ну и на горизонтальном уровне женщины точно так же меряются... уж не знаю чем, но длиной чего-то тоже меряются. Я уже даже и не знаю, честно говоря, какие-такие эмоции женщинам "разрешены"!
Любая книга о женских проблемах неизбежно будет отнесена в разряд "гинекологии". Писать можно только о проблемах мужских.
"Судьбу твою сломали, ротозей, жена твоя... и лучший из друзей" - это серьезно, страшно и достойно. Об этом существует масса трагических надрывных произведений. То же самое в зеркальном отражении - ерунда, да и баба ведь все равно сама виновата. И писать-то об этом не стоит, пустяки какие.

Проблемы бывают у родителей - но не у детей, мы все знаем, что у детей нет и не может быть никаких проблем, какие проблемы "на всем готовом"? Поэтому детей можно, например, бить, и уж точно можно оскорблять. Они же "на всем готовом", и у них "нет проблем". Эти проблемы всплывут потом, когда дети вырастут. И получат право жаловаться и переживать за себя любимого.

Словом, право и возможность сообщать окружающим о своих бедах и получать от окружающих сочувствие - это право сильного.
Хорошо еще, что даже сейчас существуют люди, готовые сочувствовать кому угодно, в том числе, и слабым, и "иерархически низким". Наверное, мир все-таки не безнадежен.

феминизм, про людей, м и ж

Previous post Next post
Up