Предыдущие темы:
материализм Исторический материализм Товар. Стоимость. Капитал. В прошлый раз мы выяснили, что при капитализме практически любая вещь является товаром и рассмотрели понятия потребительной и меновой стоимости.
Теперь посмотрим, как создается, собственно говоря, эта меновая стоимость.
Для того, чтобы нечто произвести, нужно приобрести, во-первых, сырье (нефть, уголь, или уже частично обработанное сырье, скажем, стройматериалы), во-вторых, построить здания для производства, в-третьих, поставить в эти здания необходимые машины и оборудование - орудия труда.
Это лишь предпосылки. Но рассмотрим их.
Например, капиталист купил оборудование для работы - печь, и собирается производить булки. Но эту печь тоже кто-то произвел, и в нее вложено определенное количество человеческого труда; в свою очередь те, кто собрал печь, воспользовались трудом тех, кто отливал для нее сталь, пластмассовые детали, керамику, а те - трудом шахтеров и буровиков по добыче железной руды, нефти и других ископаемых.
Таким образом, печка, как говорится в "Капитале", впитала некоторое количество человеческого труда. И за счет этого она сама обладает определенной меновой стоимостью. Это - ранее вложенная стоимость.
Далее, когда капиталист все это приобрел, ему необходимо нанять рабочих. Без человеческого труда эта печка, здания и вообще любое оборудование будет стоять сколько угодно, и никакого увеличения стоимости не произойдет, хоть убей.
Отступление: на этом месте обычно любят указывать на автоматизированное производство, мол, роботы прекрасно вкалывают без людей, не требуя никакой зарплаты, так что Маркс уже не актуален.
Почему капиталисты все-таки предпочитают и сейчас дешевый труд азиатских работниц бесплатному труду роботов - мы поговорим позже, этому есть чисто экономическое обоснование. Но представим гипотетическую ситуацию, что ВСЕ производство действительно уже автоматизировано, чистенький цех, механизмы бесшумно движутся сами по себе, разве что в будочке наверху сидит дежурный инженер. И что, можно дальше теорию марксизма не изучать?
Да нет. Потому что в будочке наверху, сами понимаете, кто-то сидит. Машины нужно ремонтировать, за их работой нужно следить, пусть это два дежурных на фабрику - но это и есть тот самый человеческий труд, который и создает - в отличие от роботов - прибавочную стоимость. Ситуация, конечно, изменится, причем в сильно худшую для капитализма сторону... но не будем забегать вперед.
Итак, капиталист приобрел все, что нужно, для производства, и нанял рабочих. Например, в пекарне. Каждой работнице пекарни капиталист платит, к примеру, ежедневно 40 евро, предположим, это такая европейская пекарня (просто рубли, пардон, намного сложнее в расчетах, их много нужно). Это самый минимум, ниже которого уже никто работать не пойдет - жить не на что будет (и даже при таком минимуме работница идет только потому, что у нее еще муж зарабатывает больше, и на это они живут).
Отработав у печки четыре часа, работница произвела булок, предположим, на 50 евро. Из них капиталист выплатит ей обратно 40 евро, и еще 10 евро уйдет на покрытие расходов на сырье - муку и другие пищевые компоненты, а также аренду здания, износ печи, страховки и тому подобное. А еще на зарплату, например, продавщице, которая эти булки продаст, менеджеру и так далее.
Таким образом, свою роль "менеджера" капиталист уже выполнил. Он все купил, поставил, нанял работницу... И получил в итоге ровно ту же стоимость, которую затратил на все эти вещи!
Получается как-то обидно и совершенно бессмысленно.
Но ведь работница вовсе не работает 4 часа. Она работает, благодаря завоеваниям профсоюзов, 8 часов (а раньше могла работать и 16 в сутки!)
За оставшиеся 4 часа женщина произведет такое же количество булок, которые после вычета 10 евро (на зарплату менеджерам и продавщицам, аренду здания, муку, износ печи) будут проданы за 40 евро.
Эти 4 часа времени, в которые рабочий уже не окупает собственный заработок, а производит дополнительную продукцию, называются прибавочным рабочим временем, произведенная в это время продукция - прибавочным продуктом, а ее стоимость - это и есть знаменитая прибавочная стоимость.
При капитализме эта прибавочная стоимость целиком присваивается хозяином производства.
Он может тратить ее на расширение производства (и следовательно, производсто еще большей прибыли), на себя и семью лично, на покупку нужных политиков и создание партий, вкладывать в банки и ценные бумаги, играть на бирже - короче говоря, распоряжаться этой прибылью как угодно.
За несколько производственных циклов рабочие полностью окупают капитальные вложения, сделанные в начале, то есть фактически отдают хозяину те деньги, которые он, бедняга, затратил на здания и оборудование (вопрос, откуда этот капитал вообще появился, милосердно поднимать не будем), и после этого сложно говорить о каком-то моральном праве собственности "законного владельца" на эти здания и оборудование, то есть на орудия производства.
Рассмотрим еще некоторые детали. Вся стоимость производства - и кап.вложения, и зарплата, и скорость и качество работы - должны соответствовать средним принятым в обществе величинам. Например, хозяин решил приобрести не просто печи, а печи с золотыми рукоятками, ну вот так хочется ему. Производить эти печи будут ровно столько же, сколько и старые, а стоить в 20 раз дороже. Если это делается не для отмывания криминального капитала, то хозяин попросту снизит свою прибыль и начнет проигрывать конкурентам - сам себе виноват.
Но что, если хозяин приобретет печь с суперэлектронным приводом, которая может печь не 100, а 200 булок в час? Эта печь уже впитала большее количество труда, чем обычная, поэтому она и стоит в несколько раз дороже. И окупится не сразу. Но если капиталист достаточно богат, он может себе это позволить - и рывком, единомоментно заработает больше, чем конкуренты. Однако и другие богаты, и другие начнут приобретать такие же печи - и вот уже через некоторое время на булочном рынке будет общепринято производить не 100, а 200 булок в час (или: общественно необходимым для производства 100 булок будет уже не часовой, а получасовой труд). Те, кто производит на старых печах, будут безнадежно проигрывать, они станут платить своим работникам меньше, выжимать из них все соки, но все равно скорее всего разорятся. Таким образом капитализм до определенной поры способствует техническому прогрессу.
В принципе, все, что здесь сказано - не секрет для реальных участников производства. Спросите у самих рабочих, мастеров, менеджеров и предпринимателей - им эта схема отлично знакома. Каждый хозяин прекрасно знает, почему он требует, например, максимальной экономии сырья и бережного обращения с инструментами, почему нужно выключать свет, когда тот не нужен. Почему недостаточно быстрый работник будет уволен (а рабочие знают, почему надо слегка притормозить самых ретивых - чтобы по тем не начали мерить норму производства).
Но язык наш формируется буржуазией, и те же самые понятия вывернуты в нем наизнанку.
Скажем, слово "прибыль" произносится только в общем и целом, например, в контексте "наше общество не должно ставить прибыль выше, чем человеческие жизни" (как будто капиталистическое общество на это способно!) "Прибавочная стоимость" - это вообще крамольное выражение, хотя как видим, ничего страшного в нем нет, и понятие оно выражает вполне реальное.
Зато есть понятие "расходы на персонал". Оно отражает "тяжелую жизнь" бедняги-капиталиста: он, понимаете, из своих личных средств покупает сырье, которое само волшебным образом превращается в продукт и товар с большей стоимостью, но при этом капиталист вынужден еще и нести расходы на какой-то там "персонал". Видимо, из милосердия и чувства ответственности - ведь он, богатый и сильный, должен отвечать за более слабых и глупых членов общества!
Эту же мысль выражают и понятия "работодатель", а в немецком и соответствующее, еще более холопское слово Arbeitnehmer, "работополучатель". Создается впечатление, что по неведомым прекрасным качествам характера капиталист "дает" людям работу, прямо от себя кровные деньги отрывает и дает, а те берут и должны униженно благодарить по идее.
Хотя, как мы видим (и как на самом деле знают все участники процесса - только скрывают это за двоемыслием и речекряком), по факту капиталист использует капитал для его умножения посредством чужого труда, платит за это лишь некоторую часть из прибыли, и только потому, что другие люди намного беднее его и не могут жить, не продавая свою рабочую силу - и в итоге обогащается за счет чужого труда.