Sep 01, 2008 22:21
Просто пример.
Извиняюсь, что опять про Лукьяненко, я понимаю, достала. Просто так получилось. что его творчество мне хорошо знакомо. И сейчас я как раз прочитала последнюю книгу, "Конкуренты".
Вот разница между хорошим, профессиональным произведением, в котором есть внутренний огонь - и в котором нет этого огня. Возьмем раннюю книгу Лукьяненко, "Лорд с планеты Земля". Сравним с "Конкурентами". И то, и другое - космоопера. Если изложить в виде синопсиса - оба сюжета равноценны. Даже пожалуй, "Конкуренты" поинтереснее будут.
"Лорд", как более ранняя вещь, написан не так умело и профессионально.
Но вот разница есть...
В одном случае огонь - есть, а в другом - нет.
Можно, конечно, сказать, что "Лорд" - это романтика, а "Конкуренты" написаны зрелым и подуставшим от жизни человеком. Как это сейчас модно - "ирония". Да. Но... дело не в зрелости и не в возрасте. Толстой, Достоевский - для них возраст ничего не менял. Толстой перед смертью в свои 82 года сбежал из дома. Он искал истину. Искал в жизни, в религии, в публицистике, в литературе. Искренне. Искал, мучился, до самого конца. И в "Крейцеровой сонате" есть огонь.
Сергея из "Лорда" Лукьяненко любил. Это видно. Он любил, он жил за героя. Ему нужно было это написать. И у читателя этот герой вызывает сопереживание как минимум. Это действует. Это работает.
А "Конкуренты" написаны потому, что надо же что-то производить, выдавать на гора. Такое впечатление во всяком случае. Ничего не болит. Книга не вызывает возмущения. Сочувствия. Вообще ничего. Герои абсолютно безразличны. Прочитал - и забыл. Чтиво.
Захочешь ли отдать жизнь за право написать такую книгу?
Сомневаюсь.
А надо так - чтобы была эта готовность.
Дейтрос,
книжное,
психология