"Деды воевали"

Jan 08, 2025 13:50

С этим лозунгом есть тоже определенные проблемы.
Сама эта постановка вопроса - "мой дед   (подставить нужное)... значит, я... (подставить нужное)" пришла к нам именно после развала Союза, и вероятно, с Запада. Здесь это совершенно нормальная логическая цепочка. Гарри Поттер так-то не имел бы никаких проблем с Вольдемортом (в начале, конечно), но вот беда - Вольдеморт убил его родителей. Да и в реальной жизни все убеждены, что вот, к примеру, раз "мой дед был фашистом" (у немцев), то я должен его либо как-то оправдывать, либо наоборот, каяться и извиняться всю жизнь. Полностью идентифицировать себя с предками, а 8е мая переживать как день, когда "нас наказали".

С Перестройки этот прием используется как манипулятивное средство. Стало модно иметь "репрессированных родственников", так что если даже там особых репрессий и не было, то их придумывали/преувеличивали. И соответственно всех этих родственников предъявляли как некое эмоциональное "доказательство" всем тем, кто пытался взывать к здравому смыслу и рассматривать историю страны трезво.

"А вот моего деда расстреляли" - это же убийственный аргумент, ставящий точку в любом споре. Не нужно ничего выяснять, обращаться к статистике, к фактам, достаточно просто сказать эту фразу. И неважно, что может, дед воровал вагонами или у немцев служил, или даже что его вообще-то не расстреляли на самом деле, а открыли уголовное дело, а после он утонул по пьянке... Как говорится, "а кто вам мешает рассказывать?"

"А вот моя бабушка пострадала от голодомора", "А вот мой двоюродный дедушка был раскулачен" и все такое. Помню, меня как-то обвинили в  пренебрежении к чувствам "верующих" в "сталинизм" - за то, что я ссылалась на статьи Земскова.

"Понимаешь, ты оперируешь какими-то цифрами, и тебе просто плевать на чувства людей, у которых, может, родственники погибли!"

Причем все эти оскорбленные чувствами по определению не могли знать тех родственников лично. Простите, но мне это действительно непонятно. Можно страдать, если что-то случилось с теми родственниками, которые тебя растили, которых ты лично знал. Это вполне естественно, если близкие люди умерли или пострадали - это психологическая травма. Но можно ли назвать "близким" человека, который умер за 30, 50, 80 лет до твоего рождения? Даже в том случае (редком), если в семье постоянно о нем говорили, везде висели его портреты, и тебя прямо воспитывали на его примере - все-таки это не то же самое, что родственники, живущие прямо сейчас. Да и у кого, простите, в то время не умирали родственники - у большинства, конечно, гибли на фронте или умирали по причинам, связанным с войной. У меня тоже из всех четырех родных бабушек-дедушек в живых осталась только одна бабушка, остальных я даже никогда не видела. Это норма для нашего поколения. Никто никогда не считал, что нас по этому поводу нужно жалеть - да и действительно, ну жаль, что не дожили, но ведь я их никогда не знала, как я могу страдать по их поводу?
Так какое право вы имеете совать мне своего умершего родственника под нос и манипулировать с его помощью?

Конечно, "а мой дед воевал" звучит гораздо лучше. Если честно, я даже сама использовала этот прием против местных малолетних дебилов, которые повадились рисовать у нас на террасе свастику. Поймала и прочитала лекцию о том, что мой дед боролся с фашизмом, так что пусть они будут поаккуратнее с нашей семьей, а то не ровен час, можем повторить. Это помогло! И вообще у них был такой вид, как будто они впервые в жизни начали о чем-то задумываться. Но они местные, и по-другому не понимают.

Все эти Бессмертные полки, все это здорово. Сама хожу. Но простите, а если у человека вот предки не воевали? Например, у российских немцев, так уж сложилось, они в основном не воевали. А если у человека дед заводы на Урал эвакуировал? Ну а если у человека деды-бабки все были тыловыми крысами, дезертирами или вообще полицаями - вы ему предлагаете теперь как жить?

В СССР родился принцип "сын за отца не отвечает". Даже если он не везде и не полно соблюдался, но к этому шло. В позднем СССР это уже было реализовано. А ведь это довольно серьезный перелом, когда человеку предоставляется полная возможность прервать, допустим, не очень хорошие семейные традиции и вступить на совершенно другой путь. Это преодоление родоплеменного мышления. Конечно, никто не возбранял гордиться лично своими великими предками, хочешь - гордись, но понимай, что ты-то здесь ни при чем, наоборот - чем выше планку задали предки, тем позорнее, если ты не будешь соответствовать. Однако если предки обычные или даже вовсе нехорошие - то у тебя даже нет необходимости о них вспоминать (кроме родителей - родителей, конечно, полагалось уважать, но и следовать их пути было не обязательно). Живи с чистого листа.

Для воспоминаний о войне были ветераны, которые приходили в школу ко ВСЕМ школьникам. Не только к своим внукам. Поэтому если и употреблялось "деды воевали", то в абстрактном смысле - предыдущее поколение, наши предки. А не именно вот твои и твои личные деды. А если даже это твой личный дед, то тебе-то чем гордиться?

Поэтому в ГДР могли быть реализованы нормальный социалистический строй и братские отношения. Ведь если вдуматься, и в ГДР более половины мужчин служили в том же самом Вермахте (который, как мы знаем, отнюдь не был "чист"), а то и похуже, и в ГДР возвращались уроды, которые убивали, насиловали, жгли деревни. Но их дети начинали жизнь с чистого листа, и их не просили "каяться" за родителей, потому что родитель - это один человек, а ребенок - это другой человек. Как можно каяться за кого-то другого? Сами же солдаты проходили проверки и в случае необходимости отбывали наказание за собственные преступления. Но никто не  называл их нацией преступников, восточных немцев уважали, к ним относились в социалистическом Содружестве, как к братьям. Несмотря на то, что личный родной дед каждого из них легко мог оказаться преступником.

Но сейчас мы снова вернулись к родоплеменным отношениям - когда семья и национальность, по мнению всех, должны определять твое поведение, твои мотивации и твое мышление. Когда тебя возмущают поклонники Бандеры - а сетевые троцкистики кричат, что ты "призываешь убивать украинцев". Но украинцы - это позитивное, хорошее слово, это люди, и меня вымораживает тот факт. что они гибнут (по вине бандеровцев). А для троцкистиков ведь все равно, бандеровцы, украинцы - у них, видимо, тоже уже родоплеменное мышление, и для них каждый украинец = вот это самое.

И конечно, нам тоже приходится напоминать о славных предках, в том числе порой и о личных предках - но надо все-таки держать в голове, что это не норма, и что все-таки семейная история никак не определяет жизнь самого человека и не делает его ни лучше, ни хуже других.

Ну и на Телеграмм подписывайтесь, там больше интересного!

информационная война

Previous post Next post
Up