У меня есть ряд замечаний. Главное из них - жизнь вообще коренным образом изменилась, и изменение власти - лишь часть этого. Основа всех изменений - научно-технический прогресс, приведший к многократному увеличению производительности труда и многократному же росту производства продуктов питания.
Представления у ныне живущих (почти всех) о жизни не столь уж давней, которую у старшего ныне живущего поколения застали их дедушки-бабушки (так, моя бабушка в сознательном возрасте застала русско-японскую войну и кое-что о ней рассказывала), о тогдашней жизни - просто фантастические, в стиле известного анекдота о сочинении на тему «бедность» в привилегированной школе - «семья была бедная, и дворецкий был бедный, и повар, а уж какие бедные были у них горничные». Ныне живущие просто представить не могут, что большинство (в том числе успешных передовых странах) жило в условиях борьбы за выживание. Что есть всегда досыта было далеко не всем доступным счастьем.
(Иван Бунин "Деревня") - «Бывало, в голодный год, выйдем мы, подмастерья, на Черную Слободу, а там этих приституток - видимо-невидимо. И голодные, шкуры, преголодные! Дашь ей полхунта хлеба за всю работу, а она и сожрет его весь под тобой... То-то смеху было!..» (Полфунта - 227 грамм, примерно половина белого 400-граммового батона.)
И эта ситуация отнюдь не только маргинальных слоев населения в голодный год касалась. Кто читал сестер Бронте и Диккенса - знает, что в Англии (передовой, прогрессивной) не досыта если т в семьях священников (а это ведь не работяги, а уже «средний образованный класс»). Кто читал Золя и Бальзака - знает, что и во Франции было так же. Это вторая половина прогрессивного 19 века.
А какая нищета была в Китае 1945 года - см. мемуары Иссы Плиева. Советские войска в августе 1945 года вошли в Китай в ходе войны с Японией, и он описывает увиденное в китайской деревне. Видят - женщина на огороде работает голая, заметила солдат, застеснялась, убежала в хижину и вышла в заношенных рваных трусах (которые берегла, работая без них). В хижине - куча пепла из очага, зарывшись в ней спят дети.
Что такое «социальная политика» несколько более ранних времен - см. «Приключения Перегрина Пикля» - роман Тобайаса Смоллетта, изданный в Лондоне в 1751. Там описывается такой эпизод - морской офицер, лейтенант, погиб в бою, и аристократы устроили сбор денег для его недавно родившей двойню жены, чтобы она могла про жить на эти средства до тех пор, пока у нее после родов все нормализуется и она сможет зарабатывать проституцией.
Вот ведь с чего надо начинать - с объяснения, какая жизнь была.
В Африке, говорят, и сейчас все не сильно лучше, чем когда-то. У бедных слоев, конечно.
Такая же традиционная жизнь, ничего нет. Ну из того, что в год продолжает от голода умирать где-то 700 тысяч человек, выводы об их жизни сделать можно.
Только в Африке сохранилось то, что можно назвать традиционной моделью. А немногим больше 100 лет назад это было и в самой передовой на то время Англии.
И текст, что Ваш, что мой, обращен не к тем, кто живет по древней традиции, а к людям современного образа жизни. А у них наблюдается острый случай непонимания того, что я описал выше и что было не так уж давно. Вот почему не применимо напрямую то, что писалось тогда - мир изменился очень сильно.
И добавлю - очень многое в современном мире подпадает по понятие «с жиру бесятся», очень сыто мир живет последние десятилетия по сравнению с любым предшествующим временем.
Еще раз повторю, жизнь изменилась, и изменение власти - лишь часть этого изменения. Причем надстроечная - базисным моментом является многократное повышение производительности труда.
Главное из них - жизнь вообще коренным образом изменилась, и изменение власти - лишь часть этого.
Основа всех изменений - научно-технический прогресс, приведший к многократному увеличению производительности труда и многократному же росту производства продуктов питания.
Представления у ныне живущих (почти всех) о жизни не столь уж давней, которую у старшего ныне живущего поколения застали их дедушки-бабушки (так, моя бабушка в сознательном возрасте застала русско-японскую войну и кое-что о ней рассказывала), о тогдашней жизни - просто фантастические, в стиле известного анекдота о сочинении на тему «бедность» в привилегированной школе - «семья была бедная, и дворецкий был бедный, и повар, а уж какие бедные были у них горничные».
Ныне живущие просто представить не могут, что большинство (в том числе успешных передовых странах) жило в условиях борьбы за выживание. Что есть всегда досыта было далеко не всем доступным счастьем.
(Иван Бунин "Деревня")
- «Бывало, в голодный год, выйдем мы, подмастерья, на Черную Слободу, а там этих приституток - видимо-невидимо. И голодные, шкуры, преголодные! Дашь ей полхунта хлеба за всю работу, а она и сожрет его весь под тобой... То-то смеху было!..»
(Полфунта - 227 грамм, примерно половина белого 400-граммового батона.)
И эта ситуация отнюдь не только маргинальных слоев населения в голодный год касалась.
Кто читал сестер Бронте и Диккенса - знает, что в Англии (передовой, прогрессивной) не досыта если т в семьях священников (а это ведь не работяги, а уже «средний образованный класс»).
Кто читал Золя и Бальзака - знает, что и во Франции было так же.
Это вторая половина прогрессивного 19 века.
А какая нищета была в Китае 1945 года - см. мемуары Иссы Плиева. Советские войска в августе 1945 года вошли в Китай в ходе войны с Японией, и он описывает увиденное в китайской деревне.
Видят - женщина на огороде работает голая, заметила солдат, застеснялась, убежала в хижину и вышла в заношенных рваных трусах (которые берегла, работая без них). В хижине - куча пепла из очага, зарывшись в ней спят дети.
Что такое «социальная политика» несколько более ранних времен - см. «Приключения Перегрина Пикля» - роман Тобайаса Смоллетта, изданный в Лондоне в 1751.
Там описывается такой эпизод - морской офицер, лейтенант, погиб в бою, и аристократы устроили сбор денег для его недавно родившей двойню жены, чтобы она могла про жить на эти средства до тех пор, пока у нее после родов все нормализуется и она сможет зарабатывать проституцией.
Вот ведь с чего надо начинать - с объяснения, какая жизнь была.
Reply
В Африке, говорят, и сейчас все не сильно лучше, чем когда-то. У бедных слоев, конечно.
Такая же традиционная жизнь, ничего нет. Ну из того, что в год продолжает от голода умирать где-то 700 тысяч человек, выводы об их жизни сделать можно.
Reply
https://www.populationpyramid.net/africa/2023/
Для сравнения https://www.populationpyramid.net/asia/2023/
Только в Африке сохранилось то, что можно назвать традиционной моделью. А немногим больше 100 лет назад это было и в самой передовой на то время Англии.
И текст, что Ваш, что мой, обращен не к тем, кто живет по древней традиции, а к людям современного образа жизни.
А у них наблюдается острый случай непонимания того, что я описал выше и что было не так уж давно.
Вот почему не применимо напрямую то, что писалось тогда - мир изменился очень сильно.
И добавлю - очень многое в современном мире подпадает по понятие «с жиру бесятся», очень сыто мир живет последние десятилетия по сравнению с любым предшествующим временем.
Еще раз повторю, жизнь изменилась, и изменение власти - лишь часть этого изменения. Причем надстроечная - базисным моментом является многократное повышение производительности труда.
Reply
Leave a comment