Я не думаю, что именно под люденами Стругацкие понимали советскую интеллигенцию или что ее можно так воспринимать. Действительно, они изображали советскую интеллигенцию, но это обычные люди мира Полдня. Дело в том, что братья находятся вполне себе в русле фантастики того времени и в первую очередь перекликаются тут с Кларком. Фантастика 2й половины ХХ века полагала, что вот уже скоро все проблемы человечества будут решены, оно выйдет в большой космос... И естественно, фантасты ставили вопрос - а что дальше? Значительная часть считала, что в Космосе человечество никак не изменится, но продвинутые вроде Кларка понимали, что необходим какой-то следующий скачок, а это скачок к сверхчеловеческому. Вот так и АБС поставили вопрос - ну хорошо, мир полдня, все сыты, радуются жизни и любят знание и труд - а дальше что, в чем следующий диалектический скачок, ведь интуитивно понятно, что такой скачок должен быть. И вот тут они уперлись в известный "тупик мира полдня", потому что они и сами понимали, что это - тупик, что тут развитие человечества закончилось и началось что-то совсем другое.
Найти более приемлемый выход они по ряду причин не могли (да и та советская интеллигенция, которая населяла их миры - тоже). К слову, я не встречала в фантастике решения этого вопроса, но я знаю, как его нужно решать (но не скажу, нет :) Ефремов такую задачу просто не ставил - может, не успел, может, считал ненужным так далеко заглядывать.
Я вообще считаю трилогию о Каммерере вершиной творчества АБС, это лучшее, что они создали, и в философском плане там прекраснее всего завершение. Это для Стругацких максимальная глубина. Они искренне верили, что мир, населенный "физиками и лириками" из 60х - это идеал, но писательская интуиция показала им, что это - конец человеческого развития. Дальше будет то, чего мы даже понять не в силах (как и у Кларка).
Вы правы в том, что АБС показывали интеллигенцию, боготворили ее и считали именно что "божками среди грязи", но это все сложнее - они изначально не были фашистами, они искренне заблуждались, и вот после этих книг у них все пошло на спад, особенно знаковые как раз последние - Град Обреченный, ОЗ, и особенно упаднический "Поиск предназначения". Вот там презрение к серому быдлу проскальзывает совершенно прямо.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий