********

Nov 07, 2023 08:29


Read more... )

праздник

Leave a comment

giper_ag November 12 2023, 11:20:58 UTC

"Вот это очень странно, что в РИ современные технологии в с-х внедрялись только в латифундиях, которые и основную массу хлеба на экспорт давали."

Это как раз вполне понятно. В условиях зарождающегося капитализма, сабж побеждает именно тем что он внедряет прогрессивные технологии намного быстрее, чем старая аристократическая элита.

"С другой стороны, неграмотный крестьянин откуда новые приёмы возьмёт? Более того, будучи неграмотным, он и диковат будет, чтобы какого-нибудь народника всерьёз принимать. "

Система многополья была придумана еще в античности. Тут проблема была не в неграмотности, а в надельном дроблении земли. У каждого был свой мизерный отрезок, на котором севооборот просто не организуешь. Все прекрасно понимали, что если землю пустить под пары, то на следующий год пшеницы вырастет больше. Но жрать то надо прямо сейчас, а не через год. Тем более что через год, община снова перераспределит наделы и этот "паровой" участок достанется кому-нибудь другому.

Потребовалось провести укрупнение наделов, для того чтобы можно было организовать грамотное землепользование. Это кстати полностью повторилось в 1990-е, когда колхозы разогнали, нарезали фермерам по 20 гектаров и они не имея возможности проводить севооборот за десять лет практически угробили землю. После чего они практически все разорились и их землю за бесценок скупили банки, сельхозконцерны (принадлежащие банкам) и инвистиционные компании (принадлежащие банкам). Независимых от ежегодных кредитов сельхозпроизводителей, остались единицы.

Reply

ww1980 November 12 2023, 20:19:36 UTC

Т.е. на уровне общины организовать трёхполье было никак? Ну, типа, давать наделы земли на три года как раз или треть общинной земли обязательно под пар, а две трети нарезать по две полоски на двор - яровые и озимые?

Reply

giper_ag November 13 2023, 05:37:39 UTC

Да, никак. А всё потому, что сельская община была в серой правовой зоне. То есть она как бы есть, но что она представляет с юридической точки зрения - не понятно. Типа собрание мира оно определяющее, но какими статьями определяются границы полномочий? Как часто надо резать участки - через год или через пять? Не определено. Принимать решения простым большинством или кворумом? А голоса считать по дворам или по едокам? Крестьянам специально не давали закона о земле.

А ведь крестьяне всю дорогу требовали - дайте нам положение об общинном землепользовании. Прям чтобы по пунктам. Кстати именно на этом в деревне взлетели Эсеры - они просто скопировали в свою программу "усредненные и причёсанные" крестьянские хотелки. То есть приходит в деревню хорошо одетый человек и говорит крестьянам то, что они сами по вечерам обсуждают уже пол сотни лет. Ясен хер что их там принимали как родных. А у эсеров эту идею подрезал Сталин и на её базе создал концепцию колхозов - общинное землепользование с полноценно прописанной юридической стороной.

Партия даже типовые уставы разработала, на случай если крестьяне не знают как всё юридически оформить. Просто вписываете адреса, имена, как что делите и всё. Осталось поставить подписи и всё законно. Никакой латифундист потом не припрётся с приставом, из-за того что вы запятую не там поставили.

И вот тогда да, всё сразу стало получаться - собрались в сельсовете и без всяких срачей, голосованием решили - вон то поле под люцерку, вон то под картофель, а эти два под рожь. Голоса посчитали - решение принято. Кому не нравится - идите лесом, у нас демократия. То есть диктатура большинства.

Reply

ww1980 November 13 2023, 08:39:55 UTC

То, что колхоз отвечал народным чаяниям я давно подозревал.

Другое дело, в колхозе распределение пошло по трудодням и отсюда отдельные личности, "кому не нравится" не пошли лесом, а стали доставать обрезы и вставлять палки в колёса. Впрочем, как совместно управлять землёй, возможно, типовые уставы колхозов и решили, а вот как делить урожай?

Reply

giper_ag November 15 2023, 06:57:56 UTC

Известно как - по трудодням. Причём трудодень - это не календарный день, а норма выработки. Например есть задача - прогнать зерновую массу через первичную очистку. Есть известный объём и есть график за который надо уложиться до подвоза следующей партии. Например пятьдесят тонн в сутки (это прям с потолка цифра).

Одна бригада успевает закрыть норму до обеда и расходится заниматься личным хозяйством, куры-утки. Еще одна, сделала половину, а потом у них мехток сломался, потому что в межсезон они не дефектовкой занимались, а хуи пинали. А еще одна бригада закрывает одну норму, потом еще одну и до заката еще половину.

Колхоз заканчивает очистку, начинает калибровку, потом распределение по точкам первичного хранения, потом отгрузку на элеватор и так далее. Всё учитывалось, включая зимний ремонт инвентаря и командировки в город для реализации излишков, если было решено их продать на рынке, а не сдать в заготконтору.

И это было в порядке вещей, когда колхозник в концу года закрывал по 400-500 трудодней. А потом, по итогу всех этих наработок делили урожай.

Экономическая стимуляция в чистом виде.

Reply

ww1980 November 15 2023, 07:41:14 UTC

В теории всё хорошо, но тут прибегают с выкладками "выдавали по полкило зерна на трудодень".

Reply

giper_ag November 15 2023, 08:14:37 UTC

Ага. И на эти "пол кило" колхозники покупали для фронта самолеты и танки. Нехилая видать была покупательская способность у полу-килограмма советского зерна.

За трудодни выдавали деньги, полученные от сдачи планового урожая в заготконтору, плюс излишек от плана. Иногда излишек это на самом деле пол кило зерна в натуральном выражении. А иногда сто кило зерна. Тут уж как урожай получится.

А иногда зерно реализовывали на колхозных рынках в виде комбикорма и на руки получали по автомобилю НИВА. Так или иначе сначала на руки выдавали твёрдые деньги - это был закон. А как поступать со сверхплановыми излишками - решили на общем собрании.

Reply

ww1980 November 15 2023, 11:30:28 UTC

Схема интересная, значит, сначала продали зерно по гос.цене, на вырученные деньги купили себе ситец и керосин. Излишки дают те самые от полкило до неизвестно сколько (на самом деле 90% колхозов до 5кг).

Когда автомобиль "Нива" пошёл, колхозы ещё действовали с трудоднями или уже были совхозы с зарплатой, а "Ниву" покупали комбайнёры-рекордсмены?

Но в общем, коллективизация скорее отвечала чаяниям народа. Другое дело, управлять колхозом надо, это и сегодня по ТСЖ очень видно - вроде, совместное имущество, но все "товарищи" ждут, что придёт какой-то чудо-председатель и сделает им красиво, удобно, уютно, при этом не повышая тарифов.

Reply

giper_ag November 15 2023, 20:33:11 UTC

Да, сначала сдача планового урожая и выплата зарплаты живыми деньгами, потом бонусы излишков.

Излишки как я уже писал можно было натурализовать разными способами:

- сдать в контору по госцене. Всё и сразу.

- продать по рыночной цене, на колхозном рынке

- раздать среди своих для личной скотины

- самый цимес это на колхозные деньги поставить линию производства комбикорма и продавать уже его. Выхлоп вырастал в разы.

По поводу "до 5 кг" это опять же байки из 90-х. План устанавливался по базовой урожайности конкретной местности. Были специальные НИИ - у нас например НИИ Юго-Востока, которые на своих опытных полях устанавливали что вырастет при обычной обработке, что вырастет при доп орошении и тд.

Если например на Средней Волге базовая урожайность составляла 15 центнеров к гектара, то повышение эффективности выработки всего на 1% давало 150 тонн прибытка. В колхозе где моя бабка была школьным учителем, зерновые держали на уровне 21 ц/Га. Я помню, потому что там стенды были с цифрами и передовиками. В каждом посёлке. Посевная площадь порядка 10 тыс Га. Можете сами посчитать какая там маржа была. НИВЫ конечно были не у всех, но в городе я такого количества не видел.

И что характерно, стройка там велась непрерывно. Старые деревянные дома сносили, ставили новые коттеджи из бетонных плит. Я насколько понял, это был какой-то типовой проект дома на три комнаты с кухней и раздельным санузлом, потому что улицы были заставлены практически идентичными строениями. Плюс несколько кирпичных трёхэтажек, для тех кто не хотел париться с хозяйством.

Reply

ww1980 November 16 2023, 01:30:04 UTC

Ну, "байки из 90ых" это про 1937-1939 годы, там в 1938 хороший урожай, а в 1939 недород.

Другое дело, после сдачи планового что-то осталось, да и 0.5кг на трудодень это интересно.

В РИ среднее на человека было что-то около 20 пудов, т.е. 320кг. При минимальных трудоднях в 100 дней, выдача по 3кг уже достигала уровня РИ. А ведь "трудодни" были и по сдельной оплате и с надбавками всяким механизаторам, т.е. можно было и более 365 трудодней получить за год.

Reply


Leave a comment

Up