Про гениев и учеников

Oct 13, 2023 11:54


Я не знаю, где можно об этом почитать, и что это вообще такое, но чисто эмпирическим путем я вывела для себя такую вещь.

- У психики есть два модуса. 1. Модус гения или модус высокой самооценки (может быть, и переоценки). 2. Модус ученика (возможно, недооценки).



(скоро поймете, к чему картинка :))

Это то, что "умный любит учиться, а дурак учить". Дурак как правило пребывает в модусе гения и считает возможным непрерывно вещать, даже не задумываясь о том, что в его вещании что-то может быть неправильно.

Но на самом деле все люди бывают в модусе гения. Например, на работе каждый из нас считает себя профессионалом и действует как профессионал, то есть мы оцениваем себя достаточно высоко (если бы мы так себя не оценивали, профессиональная деятельность была бы невозможна).
Ну вот когда я тут в ЖЖ пишу. я тоже считаю себя гением вполне достойной того, чтобы о чем-то поведать миру. Ведь это не каждый решается - а я вот решаюсь.
К сожалению, иногда модус гения оправдан - а иногда нет. Иногда чел и в самом деле хороший профессионал - а иногда так себе, но мнит из себя все равно много и учиться ни у кого не хочет.

Модус ученика связан с определенным смирением: вот это я еще не знаю, не умею, и очень хочу научиться. Научите меня. Я несовершенен. Я хочу узнать. Ученик - это в иерархии на ступеньку ниже других.

У  здорового человека эти модусы легко и часто сменяются, только что он вел себя как суперуверенный профессионал - а через минуту уже жадно впитывает премудрость от коллеги.

Ну и конечно, всем знакомы крайности. С одной стороны, "гений", которому ничему вообще учиться не надо, он уже родился со знанием и умением всего и вся, абсолютно уверен в себе (и что самое ужасное, эту уверенность порой принимают за действительный профессионализм. "Вот и ляпай. Но ляпай уверенно!").
С другой стороны. вечный ученик, принципиальный маленький человечек, который не решается ни на что - разве что на самые элементарные действия на работе строго в оговоренных рамках, который слишком скромен, чтобы писать, рисовать, петь, танцевать, знакомиться с девушками/парнями, зарабатывать что-то сверх минимума, и это смирение уже просто раздражает.

Так вот, к чему я веду. Такое ощущение, что современное воспитание детей (на Западе) массово породило "гениев".
Им ничему учиться не нужно, они уже все умеют и прекрасны, как майская роза. Главное - они в этом убеждены.

На самом деле это дилемма как раз в воспитании. Потому что детей в общем есть смысл разумно "продавливать", слегка опускать самооценку (без крайностей), именно для того, чтобы они вообще получили мотивацию учиться и улучшать себя.
Отсюда все эти "жирные жопы" у гимнасток, это, конечно, вербальное насилие (скажите спасибо, что не физическое, хотя и оно в общем есть) - но это мотивация, чтобы спортсменка работала над собой. Я несовершенна, мне еще надо работать над собой - это такой сигнал.
И собственно, в мое время примерно как-то так обращались с большинством детей.
Помню, моя учительница музыки сопровождала каждый урок наименованиями типа "бездарь" и "лентяйка". Но все экзамены я сдавала на 4 и 5 (на 4, потому что я и в самом деле была лентяйка... Но на 4 - это как минимум проиграть все вещи без запинок). И что интересно, я это вообще не считала насилием и нисколько не обижалась. Ну а чо, правильно же говорит, я же в самом деле мало занималась.
И это еще хорошо, сто лет назад вообще без розги не обходилось.

Но теперь детей придавливать нельзя (повторяю, это на Западе и среди "просвещенных вовлеченных эмпатичных родителей").
Детей надо понимать, отзеркаливать, ни в коем случае никогда не говорить ничего плохого или унижающего, выслушивать абсолютно любую чушь совершенно серьезно и разговаривать, как с академиком (то есть дети даже не понимают, когда они несут чушь). Не делать никаких намеков о том, что дети мало знают, и им надо что-то почитать. Вообще не корчить из себя умного.
И это все возможно, и многие так делают. В результате вырастают очень свободные внутренне, раскованные, счастливые (гм) дети... которые ни хрена не умеют, не хотят ни учиться, ни работать, и представления о жизни у них как у розовых пони.

Помню, как в Советский Союз приехала Саманта Смит (кто такую не помнит. погуглите). Ее много фотографировали - в Москве, в Артеке, где-то еще, и мы, глядя на эти фотки, поражались тому, как эта девочка спокойно и раскованно позирует для фотографий - см выше. А на наших детских фотографиях - скованные позы и напряженные лица. По крайней мере, в сравнении с этой Самантой. Потому что мы вообще непрерывно находились в статусе учеников, мы учились в школе, после школы, нас поучал любой взрослый, нас поучали фильмы и книги (например, даже книги о пионерах-героях задавали такую планку, которой мы явно соответствовать не могли, и нам часто об этом прямо говорили), наконец, просто требовали вежливости, аккуратности, уважения к старшим (от девочек. Мальчики нашего поколения гораздо чаще росли "гениями").

А Саманте никто не рассказывал, что вообще-то она должна быть совершенной как Алиса Селезнева и в случае чего сражаться в партизанском отряде и героически погибнуть, как Зина Портнова, и плюс еще быть скромницей и обвязывать всю семью, как Настенька из "Морозко". Она была сама по себе умная и красивая, и это знала.

Долгое время казалось (и сейчас, наверное, многие так думают), что вот это-то и есть идеал, надо же ценить ребенка таким, какой он есть.

Но беда в том, что если все вокруг тебя ценят таким, как ты есть (а ты, если честно, далеко еще не эксперт во всем, ты еще глупенький и мало что умеешь) - то ты ничему ведь и не научишься.
Раскованный счастливый ребенок - это чудесно, но такой же раскованный, счастливый, уверенный в себе, но ни хрена не умеющий взрослый лоб или, так сказать, лбица - это ну такое. Не очень приятно. Вам потом с ним работать. Точнее - работать за него.

Собственно, все эти ЛГБТАБВГД психологически происходят оттуда же: ребенок вдруг понял, что вокруг него больше никто не пляшет, гением не считает, и теперь нужно как-то снова привлечь к себе внимание и потребовать любви и признания за то, что ты такой уникальный.

Можно ли учить детей, одновременно вообще никак, даже намеками, их не принижая, я не знаю!
Знаю, что многие пребывают в иллюзиях о том, что они, якобы, учат без такого микронасилия - но на самом деле так не микро-, а натуральное насилие присутствует, просто его не замечают.
Что делать со взрослым лбом. убежденным в своей непогрешимости и идеальности (хотя при этом не способным даже просто работать) - я тоже не знаю.

Смотрела немецкую передачу о балете, какой это кошмар, как в России вот прямо уродуют девочек.
Потом смотрела передачу о французском балете, где якобы не кошмар, а все добровольно и прекрасно. Но так-то люди тоже по 8 часов в день вкалывают на тех же ногах и при той же физиологии - так что в чем разница, не поняла. В Германии в балете в основном видишь иностранцев. Приехавших из стран, где не парятся по поводу "ужасов насилия над детской психикой".

Мало того, теперь в Германии уже и собак не то, что бить, а даже ругать нельзя, нельзя дергать, никакого насилия, упаси боже. И поэтому собаки нигде, никогда не спускаются с поводка, не могут нормально общаться с себе подобными, и вообще пространства для их жизни становится все меньше. Ведь они должны быть "естественными и раскованными", а естественные реакции у них далеко не всегда приемлемы для окружающих. Дернуть поводок - это насилие, а никогда не отпускать с поводка - это прекрасно и замечательно, ага (хотя чем это отличается от жизни на цепи, тоже неясно).

В общем, сложная эта тема, и не сказать, что я ее до конца понимаю. Я же не гений все-таки.

про людей, про детей, психологическое

Previous post Next post
Up