Заметил среди новостей бушевание народа во Франции из-за пенсионной реформы Макрона с повышением все того же пенсионного возраста. Народ, а особенно профсоюзы, грозят устроить Макрону... кгхм... "шатдаун".
И вспомнилась статья, вышедшая в РБК в середине декабря. О том, что нашу собственную пенсионную систему надо лечить. И лекарства будут горькими.
Сама статья вот тут. В статье ученые из известного института РАНХиГС прогнозируют, что если не принять меры, средняя пенсия упадет с 31 до 27 процентов от средней зарплаты. Что как бы неприемлемо, потому что должно быть 40. И по какой-то программе-стратегии от властей, и вообще мировая практика.
То есть если условно представить среднюю зарплату в столице равной 100 000, пенсия будет 27 000. А надо 40 000. Это условно для столицы, а для регионов каждый может посчитать, там цифры, понятно, меньше.
Меры ученых сводятся к постепенному поднятию страховых взносов, которые предприятия платят в пенсионный фонд (поднимать опасно, плательщики могут уйти в тень). А также к увеличению рабочего стажа, необходимого для пенсий (тоже опасно, многие могут не потянуть обновленный стаж по разным причинам - от бардака 90-х до всевозможной самозанятости, да и вообще не факт, что в нынешнем хаосе удастся проработать увеличенный стаж).
Еще назывались упорядочивание льгот, реформирование досрочных пенсий, увязка размера пенсии с зарплатой и другие. Где-то в конце намекнули на новое повышение пенсионного возраста, что будет совсем нехорошо, а потому маловероятно.
А под конец статьи РБК со своим мнением выступил профессор из другого университета, Финансового, И сказал, что пенсионная система есть производная от рынка труда, а значит, хорошие пенсии будут только тогда, когда будут хорошие зарплаты. У всех, а не в Москве. Высокооплачиваемые рабочие места и все такое. Ну и еще экономический рост процентов хотя бы в 5.
В общем, создалось впечатление, что указанные суровые меры без роста - что-то вроде тришкина кафтана, на котором латают дыры. Хотя каждая мера может народ изрядно разозлить. Правда, как в Париже он вряд ли выйдет, у него другие методы.