Но знаешь ли чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.
А.С.Пушкин. Борис Годунов
В последнее время в информационном пространстве идет дискуссионное сражение на тему - что делать с теми, кто уехал и говорит плохо против нынешних, так сказать, основ.
Спикер Госдумы Володин предложил конфисковывать их имущество. Главный правовой сенатор Клишас в общем поддержал, хотя емнип высказал сомнения. А кто-то из общественной палаты предложил ввести в законы термин "предатель" и клеймить им недостойных, наподобие иностранного агента.
Но согласились во власти не все. Министр цифры Шадаев указал, что айтишников лучше не трогать, они нужны. И сам пресс-секретарь Песков заметил, что надо бороться за уехавших, создать им условия, чтобы они захотели вернуться, а не говорить плохо про основы.
То есть власть не совсем определилась, она лояльных хочет вернуть. А кто лояльный и кто провинился, пока не очень ясно.
На фоне таких споров подумалось - а почему вообще надо кого-то наказывать за мнения, пусть самые плохие? Не говоря о Конституции, где записана свобода слова.
Правда, о Конституции, когда очень надо, не помним, но тут более широкий вопрос: почему если мы, то есть власть, правы и все общество нас, то есть власть, поддерживает, нужны ли репрессивные меры к не поддерживающим? Ведь их же ничтожное меньшинство. Сам президент говорил, что за Родину - 99,9 процентов граждан. А разные соцопросы - 80 процентов и выше поддерживают. Ну так нам сообщают.
В таких условиях ловить и карать бесконечных иноагентов, "уголовников" (проходящих по уголовным делам о фейках, дискредитации и пр.), а теперь еще и предателей - не есть ли неуверенность в собственной правоте? Типа мы не убеждаем, а просто наказываем.
И второе - дискуссия напоминает о мнении, что народ, который казалось бы железно "за", очень легко задурить, и он станет "против". То бишь все эти великие проценты "за" вдруг из-за зловредных роликов и высказываний совершенно непопулярных людей (ну кто такой иноагент по сравнению с Самим или даже его пресс-секретарем. Вообще нуль) непонятным образом превратятся в "против". Я, конечно, могу предположить, что народ страшно наивен, но не до такой же степени.