Свобода и порядок на срезе эпохи

May 20, 2020 14:17

По наводке крутого киноблогера motherware посмотрел старый фильм "Такси-блюз". Фильм известный, его снял режиссер Павел Лунгин, он же автор сценария. Но в то время, когда он вышел на экраны, в 1990 году, я его упустил. Наверно, мне тогда вообще было не до кино.

Сразу скажу, что никому я этот фильм смотреть не рекомендую. То есть от него четко идет волна - если он понравится, как мне, то зритель, возможно, уловит то, что хотел сказать автор. И даже больше, как я. Если не понравится, то просто посетует на бесполезно потраченное время.

А теперь о том, что я увидел.

Начинается фильм с того, что пьяная компания едет на такси, добавляет еще водки, а под утро оставшийся в машине главный в компании, неудавшийся музыкант Леша Селиверстов (играет Петр Мамонов) обманывает водителя и скрывается, зажав деньги за поездку. Но водитель Иван Шлыков (Петр Зайченко, впервые узнал об этом актере) находит его в клубе, бьет и отбирает в залог саксофон, пока тот не вернет деньги.

Чуть не с первых кадров я понял, кого символизируют оба главных героя. Это две страны - две России, или два СССР, два образа существования, два принципа бытия, две жизненные философии. (Повторю, это такое мое "смотрение", режиссер может и не это хотел сказать. Но ведь читатель и зритель может уловить то, о чем автор и не думал.)

Алексей - человек слабый и любящий выпить, но жаждущий свободы. При этом гениальный музыкант, талантливый художник и скульптор. В показанном времени - откровенно плывущий по течению (разошелся с женой, разругался со своим администратором, все время клянчит деньги, уверяя что отдаст, пьет до потери пульса, ночует где попало). По сути - символ постперестроечной свободы, но не всезнающий экономист в костюме, а пропащий деятель искусства на фоне бардака, который ее, свободу, сопровождает. И даже помощь коварного Запада есть - знаменитый американский джазмен Сингер (которого играет знаменитый американский джазмен Сингер) помогает герою попасть в Америку и стать там знаменитым.

Иван - человек сильный, волевой, на вид целеустремленный, четко знающий, что ему нужно. И хотя у него в машине на дверце плакатик "Ударник коммунистического труда", он не похож на образцового советского рабочего, он именно человек перелома эпох. Таксист, чувствует себя как рыба в воде в продмаге, в милиции, в подозрительных компаниях криминального вида. Живет в коммуналке со старым соседом, с тоской вспоминающим прежние времена. Таскает домой колеса (надо полагать, с работы). Любит выпить, но почти не пьянеет. Символ порядка, но опять же на фоне окружающего бардака.

И эти два символа, с одной стороны, тянутся друг к другу, пытаясь даже дружить. А с другой - они настолько разные люди, что все время их друг от друга отталкивает. Не только внешние обстоятельства, но и собственное презрение друг к другу, к образу жизни и принципам.

(В фильме полно выразительных символичных кадров, один из них - Иван смотрит на Алексея взглядом, сразу напомнившим мем "он смотрит на вас как на г...но", и тут же говорит: "Ты редкое г...но!".)

Вот как свобода и порядок у нас - терпеть не могут один другого и обойтись один без другого тоже не могут.

Заканчивается все, казалось бы, трагично - оскорбленный неуместной шуткой заморской знаменитости, которым стал Алексей, Иван гонится за ним и угнанной "Волгой" таранит его красный "Мерседес". Обе машины разбиты, Иван вытаскивает и уводит на себе раненного... японца (перепутал по дороге "Мерседесы"), горящие машины взрываются одна за другой. Как бы показывая, что два символа не уживутся в стране, они аннигилируют.

А в конце текстом дается  судьба героев: Алексей попал в психушку, но выпустил в США второй знаменитый диск; Иван работает в кооперативе таксистов, купил себе подержанный красный "Мерседес". Тоже символично, да?

кинцо, задумчивое, история, СССР, палытыка

Previous post Next post
Up