Страна утраченной эмпатии, или Почему денег не дадут и за это ничего не будет

May 07, 2020 15:07



А хотите ли вы, чтобы власть вами заинтересовалась? Позвонила вам и спросила, как вы себя чувствуете, не надо ли вам чего?

Вчера заглянул к одной френдессе, которая живет в Финляндии. У нее как раз вышел пост о том, как финны живут во время карантина из-за коронавируса, как помогает финское правительство и как ведут себя тамошние граждане. И среди прочего мелькнула такая фраза:

Безработным, а я домохозяйка, 58 лет, звонят раз в 2 недели, спрашивают, нужна ли помощь, не привезти ли еды. Мне ничего не надо, но я благодарю за внимание.

У меня мелькнула мысль, что неплохо бы и у нас так. Звонят тебе из префектуры или управы, предлагают продуктовый набор или даже деньги. А ты, весь такой из себя достойный гражданин, гордый за власть и польщенный вниманием, отвечаешь, что не надо. Пусть отдадут тем, кому надо. Ну или отвечаешь, что надо, может и такое быть, я не миллионер. Спасибо, спасибо, спасибо!!!

И тут вдруг появилась другая мысль. Скорее даже мнение. А именно - мне совсем не хочется, чтобы власть мне звонила. Чем меньше она обо мне знает, тем лучше. А то мало ли что!

Откуда это взялось, я сперва и не понял, скрывать мне вроде нечего. Но - вспомнил одну недавно прочитанную книгу. Про которую и напишу. Вот она, тут, на Литресе. Написать обязательно надо не только потому, что я когда-то обещал отзыв и забыл, но и потому, что многое оттуда очень подходит для объяснения многого в нынешней коронавирусной ситуации.

Книга называется "Страна утраченной эмпатии: как советское прошлое влияет на российское настоящее" (М.: Эксмо, 2019). Автор - Алексей Рощин, социолог и социальный психолог, широко известный в ЖЖ и окрестностях как блогер sapojnik.

Эта книга о людях, населяющих современную Россию, и, главное, о том, почему эти люди ведут себя в массе ситуаций именно так, а не иначе. И сколько в их поведении, быте и нравах осталось от жизни в СССР. Прежде всего - об утрате в значительной степени эмпатии, то есть осознанного сопереживания эмоциональному состоянию другого человека. Примерно так: если кому-то - ребенку, бездомному, инвалиду, больному, человеку в трудной жизненной ситуации - плохо, то плохо и вам, если вы про него знаете. Причем вы прекрасно понимаете, что вы - не он. Ну так я это понял.

Так вот, эмпатия у российских граждан если не пропала совсем, то находится на очень низком уровне. Почему, автор и объясняет в книге, причем не просто так, а на основе собственных опросов и исследований. Проведенных во всех концах Руси Великой. Даже на заводах и в шахтах.

И эта пониженность эмпатии, как выяснилось, эффектно действует именно в отношениях населения с властью. Которую население воспринимает примерно также, как... погоду. Вы же не ругаете погоду, то есть ругаете, но так, беззлобно, понимая, что ничего с жарой или холодом поделать нельзя, а только приспособиться.

Вот население и приспосабливается ко всем властным решениям. Сделает власть что-то хорошее, это прекрасно. Сделает что-то плохое или не сделает что-то хорошее, ругать ее бесполезно. А надо приспосабливаться. Если же что сильно не нравится, или у вас повышено чувство справедливости и той же эмпатии, то к вашим услугам: "Чемодан, вокзал, страна с хорошим климатом!"

Принцип очень напоминает оккупационные власти. Только уехать можно, пока еще.

Почему так сложилось издавна, автор объясняет мало, он все же не историк, а социолог (хотя есть блестящие главы по этой теме, например о дуэлях, "Советская честь"). Зато становится понятным, что нашумевшее в последнее время мнение о раздаче денег тем, кто фактически лишился работы в условиях самоизоляции, может не пройти, не вылиться в действие. Так же как не проходят идеи Навального и прочих критиков, на которых в большинстве смотрят как на агентов госдепа.

И никому из власти за это ничего не будет. Как не будет никаких народных возмущений и массовых требований отставки.

Ведь если бы было развито чувство эмпатии, то народ бы понял, каково это - оказаться на недокарантине без гроша в кармане (сбережений у большинства нет) и с непонятными перспективами. Тогда очень многие могли бы объединиться и потребовать. (Неспособности и отсутствию низовых объединений граждан в книге тоже уделено место.)

Но поскольку эмпатии нет, то на популярных форумах, посвященных теме раздачи, часто появляются комментаторы с таким мнением: денег раздавать нельзя, люди их пропьют либо накупят всякую ерунду и те же доллары, а у государства не будет денег на выплату пенсий, оборону и росгвардию, деньги надо выдавать адресно, по заявлениям нуждающихся, которые бюрократическая машина должна тщательно рассматривать, долго и скрупулезно. А если Трамп и прочие мировые лидеры раздают своим, то им можно, они доллары и евро сами печатают.

Причем пишут это как будто не пригожинские провластные боты и ольгинско-савушкинские подручные, а вполне нормальные люди. Только эмпатии у них не хватает. Я прямо сегодня с таким мнением столкнулся.

При таком "общественном мнении" деньги можно и не раздавать. Елей только из ящика лить на уши придется нещадно. Но это власть умеет. А население - ну перебьется как-нибудь на подножном корму.

Добавлю про книгу, что в ней рассматриваются отношения русского, россиянина, бывшего советского человека не только с властью вообще, но и с ее частями, или некоторыми сторонами жизни, тоже от нее зависящими - политическими партиями, милицией-полицией, жилищно-коммунальным хозяйством, работодателями, школой, церковью, криминалом, СМИ, телевизором, тюрьмой и много чем еще. При этом читается книга очень легко, она ведь написана на основе статей автора в ЖЖ, а без этого легкого стиля он не стал бы популярным блогером.

книги, стабильность, психология, палытыка, экономика, деньги

Previous post Next post
Up