Одиночество и отчуждение, или Книжный флешмоб - пять книг на букву В

May 27, 2017 00:09

image Click to view



И не просто книг, а прочитанных не один раз. Потому как по условиям книжного флешмоба, почерпнутым у френда el_puzo, надо вспомнить пять книг, названия которых начинаются на одну букву. И немного о них рассказать. А рассказать я могу о книгах, которые перечитывал. Хотя, наверно, есть и прочитанные один раз и запомнившиеся. Но перечитываемые все равно вспомнить проще.

Мне досталась буква В, и сначала я не мог ничего припомнить. Как отрезало. Пришлось напрячь память - ну не может так быть, чтобы не было популярных литературных произведений на букву В, прошедших мимо меня. Первым из закоулков молодости вынырнул широко известный "Властелин колец" Джона Роналда Руэла Толкиена (или Толкина). Который я не только перечитываю, но и пересматриваю.

Впервые про эту книгу я прочел в одном из сборников фантастики издательства "Знание", где в конце в разделе памятных дат упоминалось про 90 лет со дня рождения известнейшего английского писателя, о котором я до этого ничего не слышал. Упоминалось, что книги "Хоббит" и "Властелин колец" были переведены на русский язык, причем от знаменитого трехтомника перевели почему-то только первую часть, а до остальных не дошли руки. Потом где-то видел похожую на хохму заметку, где было сказано, что следующие части не понравились цензуре за то, что на стороне светлых сил там выступают страны Запада, а на стороне Саурона войска Варшавского договора.

Когда наконец сами тома по очереди попали мне в руки (я купил их на черном книжном рынке в районе Кузнецкого моста), я прямо-таки насладился чтением. Хотя сюжет показался довольно простым, но антураж, описания и герои были на таком уровне, какого мне, не избалованному до того жанром фэнтези, не встречалось. Да и после, наверно, нечасто удавалось так погрузиться. При этом бросалось в глаза одиночество главного героя и его постепенное отчуждение от друзей и от красочного мира. То есть невзирая на поддержку друзей, соплеменников, волшебников, королей и целых армий, он постепенно словно растворялся в небытии, истаивал, как было предсказано обладателю Кольца - и в конце, выполнив свою миссию, уплывал куда-то за край мира.

Это отчуждение проявилось и в другом классическом романе, прочитанном когда-то - "Войне миров" Герберта Уэллса. Книга была у нас в семье, так что читал ее где-то в младших классах. И уже тогда было не по себе не только от захватывающего описания инопланетных агрессоров (равного которому в фантастике найти непросто), но и от мастерски показанной атмосферы войны, разрушений, массового бегства, сражений с использованием химического оружия (писатель словно предвидел Первую мировую войну), а также встреч безымянного героя с различными персонажами и его ощущений на базе марсиан, убитых земными микробами.

Похожее впечатление произвела и дилогия Ивана Ефремова "Великая Дуга", прочитанная уже в старших классах. Огромный простирающийся во все стороны мир, в котором человек кажется какой-то букашкой, подвергающейся страшным опасностям, стоит ему только оторваться от родных мест. Великие страны оказываются маленькими клочками земли где-то на краю континентов. Но советский писатель был оптимистичней - его герой вместе с несколькими друзьями, вырвавшись из плена и преодолевая массу препятствий, все-таки возвращается домой, как и хотел.

Повесть Аркадия и Бориса Стругацких "Волны гасят ветер" встретилась мне тоже в одном из сборников "Знания". И тот же мотив: незначительность отдельного человек перед лицом ни много ни мало - эволюции всего человечества. Помнится, разговор двух достойных людей (героев предыдущих повестей авторов) с представителем новоявленных сверхлюдей я перечитывал несколько раз, пытаясь разобраться, к чему в итоге появление этих самых люденов может привести. Впечатление было, что ни к чему хорошему, хотя авторы на такое не намекали. Да и людены к тому времени почти все покинули Землю, пообещав вернуться, если человечеству будет кто-то угрожать, и надавать гипотетическому врагу по шее.

Последней книгой я хотел назвать цикл "Ведьмак" Анджея Сапковского, но только дочитать его пока не смог. А вернее - прочитал два первых романа, так что называть весь цикл было бы некорректно. И тут мне вспомнился один очень старый роман, где герои не то чтобы отчуждаются от человечества, а, как бы это сказать... с размаху кладут на него болт. В виде гигантской пушки.

Роман Жюля Верна "Вверх дном" был прочитан в 10-м томе собрания сочинений писателя, который нашелся в маленькой библиотеке у бабушки. Герои, уже действовавшие в известной книге "С Земли на Луну" (или "Из пушки на Луну"), строят гигантское орудие, которое должно сдвинуть земную ось и повернуть шарик так, чтобы Солнце растопило льды Северного полюса. А поскольку под льдами Арктики таятся невиданные запасы угля, то те, кто  получит эти земные богатства, станут властителями мира облагодетельствуют все человечество.

При этом выясняется, что миллионы людей утонут из-за наводнений от выплеснувшихся океанов, а другие миллионы окажутся на высоте Эвереста и будут недолгое время дышать разреженным воздухом. Но персонажам, внешне вполне симпатичным и готовым на жертвы ради науки, на этот момент попросту нас... ну наплевать, короче. Они ведь, повторюсь, хотят облагодетельствовать человечество. И только ошибка в расчетах спасает шарик от такой неожиданной ре... пертурбации.

Никого не напоминает, а? Ну, о чем я последние посты пишу?

ЗЫ. Желающим попробовать могу выдать букву, и первый может получить К. Но это непросто - я вот на К сразу не вспомнил.

читательское, книги, чтение, памятное

Previous post Next post
Up