АЛИБИ или Согласование содержания с формой.

Sep 02, 2020 11:45

Данный дневник является художественным произведением, содержание которого раскрывается лирическим монологом вымышленного героя. Такая форма построения романа уже использовалась в мировой литературе - из скромности автор уклонится от перечисления знаменитых имён.

Ничего нового нет и в обращении внимания героя - некоего "Blanqi" - на реальные общественные проблемы. Излишняя политизированность обьясняется его своеобразным взглядом на мир. Как всякий порядочный герой, Blanqi часто живёт и действует независимо от намерений автора (вновь опустим подобные случаи, осиянные громкими именами). Поэтому некоторые спорные или опасные политические заявления являются всего лишь раскрытием экзистенциальной сущности выдуманного литературного персонажа (вновь параллели очевидны). Объяснимым становится почти полное отсутствие так называемых "личных" постов - герой отменно скрытен.

Литература вообще, а русская в особенности, была и есть наш дом, друг и практический помощник. Итак, автор удаляется, оставляя читателей журнала один на один с созданным им персонажем, вызывающим зависть за свои смелые речи без риска отвечать за них, как реальному, живому человеку.

Здесь можно оставить скрытый комментарий автору.

Дополнение. Здравствуй, читатель! Ты пришёл в журнал, где тебя, возможно, тяжело оскорбят. Нет, не персонально, не беспокойся - автор не переходит на личности и на свою переходить не позволяет. Тебя оскорбят глубже.

Политические ярлыки, которые клеят blanqi, ничего не значат. Сотни друзей этого журнала пламенно поддерживали автора и клеймили противников. Потом, в другой записи, противники поддерживали автора и клеймили нападавших на него друзей. Затем, увы и ах, - десятки друзей и противников удалялись с проклятиями и ненавистью по адресу blanqi, не сделавшему и не сказавшему лично им ничего плохого. Даже ставят в вину автору красоту записей (тебе, читатель, решать, стоящую или мнимую), как будто blanqi пытается совратить и соблазнить.

И хулители, пусть неосознанно, правы. Болезненно уничтожение душевных святынь, идеологических догматов, выстраданных и принёсших счастье правил. "Казнить верования не так легко, как кажется; трудно расставаться с мыслями, с которыми мы выросли, сжились, которые нас лелеяли, утешали", - с горечью писал Александр Герцен (ниже курсивом - он же).

Здесь дневник революционера. Трибунал, где нет благодарности, где неизвестно святотатство, и если революция, как Сатурн, ест своих детей, то отрицание, как Нерон, убивает свою мать, чтоб отделаться от прошедшего. В том-то и дело, чтоб отдать дорогое, если мы убедимся, что оно не истинно. И в этом наше действительное дело. Мы не призваны собирать плод, но призваны быть палачами прошедшего, казнить, преследовать его. Истина беспощадна, логика подобна террору.

Если Фрейд справедливо утверждал, что цивилизация есть покорение человеческой стихии, то цель революционера - создание культуры, уничтожающей культуру подавления, сшибание горлышка с бутылки шампанского. В которой, вероятно, окажется не только прохладительная жидкость с пузырьками.

Если тебе, читатель, нечего терять в идеалах и корнях - браво, если ты способен мужественно пережить их оскорбление или потерю - браво вдвойне, прочие могут удовлетвориться тем, что их  предупредили. В остальном - милый дневничок, не перегруженный записями, в меру ироничный и разнообразный, вежливый и терпимый. Добро пожаловать, и, не заглядывая вперёд, не зарекаясь и не обещая, будем продолжать.
Up