Нередко люди с охотой позволяют вводить себя в заблуждение по любому поводу, просто не умея отличить правды от обмана. Между тем, в логике есть такой термин как «ложный аргумент», аргумент непоследовательных утверждений и ссылок. Несколько примеров таковых:
1. Нападки Этот вид ложного аргумента заключается в том, чтобы вполне обоснованное утверждение поставить под сомнение или опровергнуть, подвергая нападкам человека, который его высказывает.
Есть в этом приёме доля коварства. Типичные примеры: «Если ты действительно понимал бы суть вопроса, то не имел бы такой точки зрения» или «ты веришь в это только потому, что тебе сказано верить».
Нападки на человека, прямые или косвенные, могут запугать или убедить, но никогда не опровергают сказанного.
2. Ссылка на авторитет Достигается цитированием утверждений т. н. экспертов или известных личностей. Ищущий совета, естественно, обращается к человеку, который больше осведомлен о чем-либо, чем он сам. Но не все, ссылающиеся на авторитет, аргументируют обосновано.
Предположим, врач заявляет: «У вас малярия». Вы отвечаете: «Откуда вы это знаете, доктор?» «Послушайте, я врач. Я понимаю в этом больше, чем вы. Я говорю вам, у вас малярия». Возможно, диагноз верен, но сам аргумент является ложным. В данном случае уместно обсудить факты: симптомы, результаты исследования крови, и т. п.
Духовники, например, нередко прибегают к подобным приемам со ссылкой на авторитет, не будучи в состоянии доказать по Библии такие учения, как троица, бессмертие души или учение об аде.
В рекламе: звёзды высказывают суждение о чём-либо в областях, не связанных со сферой своей компетенции. Преуспевающий игрок в гольф рекламирует холодильники, олимпийский гимнаст предлагает определенное изделие из дробленого зерна для завтрака. И человек, рекламирующий товар, скорее всего, мало или вообще ничего не знает об этом продукте. Таким образом, аргумент со ссылкой на авторитет является ложным.
3. Следование за массой Апеллируют к господствующим в обществе взглядам. Люди не склонны противостоять толпе, их страшит мысль высказываться против преобладающего мнения. Склонность автоматически считать правильным мнение большинства с мощной эффективностью используется для воздействия на людей идти с массой («Миллионы леммингов не могут ошибаться!»)
Например, на рекламе в американском журнале изображена группа весёлых привлекательных людей за стаканом рома. Текст рекламе: «Вот что творится во всей Америке - люди перешли на... ром».
Это при том, что общественное мнение просто не является барометром для истины. Многие столетия обществом признавались самые различные идеи, с тем, чтобы позднее быть опровергнутыми.
Фактом является то, что не все делают НЕЧТО. И даже если бы нечто делали все, нет никакой причины присоединяться к большинству самому.
4. Аргументация или/или Предлагаются только две возможности выбора при широком ассортименте решений. Столкнувшись с ней, можно задать себе вопрос: «Действительно ли имеются только две возможности? Или есть еще и другие?»
5. Слишком большое упрощение Искажает истинную картину. Важный момент не в упрощении как таковом, а в его больших масштабах. Например: «Быстрый рост населения является причиной бедности в развивающихся странах». Полуправда. Кокетливая недосказанность. Не приняты во внимание такие важные моменты, как политическая ситуация, климатические условия и др. причины.
Упражняйтесь!