Вот премьера и состоялась... Как и следовало ожидать - совсем не так, как мнилось.
По странным, даже скорее - собственным, причинам весь спектакль я ощущала себя Агнессой* за кулисами Оперы. Хотя это явно не моя роль.
В попытке описать происходящее вокруг мне очень хочется процитировать Пратчетта... Но попробую сама :)
В темной глубине сцены расположился оркестр: невидимая темно-фрачная когорта музыкантов, духовая секция и несколько скрипок. Рядом примостился солидный старый рояль и ударная установка, более уместная на рок-концерте. Огромный потолок, уходящий ввысь, кулисы, висящие на обманчиво тонких тросах, пульт со странным для неофита объявлением: "Внимание! На пульте три напряжения!" Дощатый пол кулис истерт явно не одним поколением артистов, но не остается в долгу и при случае может вонзить занозу в голую пятку.
Еще два объявления встретились по пути на сцену, и если "Соблюдайте тишину!" вполне себе понятно, то "Не заходить за красную линию!" вызывало недоумение. До определенного момента. Красная линия обнаружилась на границе кулис, и, видимо, твоя персона, переступившая черту, будет видна из зрительного зала.
Задник отсутствует, посему пробежки в глубине сцены строго запрещены, и, чтобы попасть из правой кулисы в левую, надо выскочить в коридор за сценой.
Декорации есть, теперь действие.
Толпа в основном незнакомых, слабо знакомых и горстка хорошо знакомых людей носится с выпученными глазами, резкими вскриками и неподражаемым топотом от кулисы к кулисе, от гримерке к гримерке, с тряпками, костюмами, утюгами и прочим реквизитом и не только. Костюмы в массе своей не готовы. В гримерке стоят две швейный машинки. "Швейные рабы" с квалификацией на вес золота и бережно передаются из рук в руки самому бедствующему на данный момент костюмеру. Как и ножницы. И еще некоторые инструменты. Артисты нервничают, хористы распеваются. Режиссер верит в чудо, драматург пристраивает вещи. Внуки драматурга попеременно требуют внимания и слегка подбешивают, невовремя пробегая под рукой.
Время до начала спектакля я принципиально не спрашиваю, чтобы не портить себе карму. Его все равно не хватает, от многих задумок пришлось отказаться или отложить на потом. Костюм главного героя без рукавов, одной из главных героинь - тоже. Руки - одни. Мне хочется стать Шивой.
Сейчас я спрашиваю себя, почему я не психовала, почему не паниковала? Почему чувства застыли как замороженные? Здравый ли это смысл, привычка к стрессу или равнодушие в силу возраста? Или меня настигло Дао? :))
Помню только, что всеобщий бардак воспринимался просто как данность в ощущениях. Никого не хотелось обвинять, чувства вины тоже не было и в помине, только мелькали мысли, что подол криво отрезан, что строчка неровная и с этим придется мириться... А жаль. Хочется в идеале, в перфекте, но смиряюсь.
Даже начало спектакля прошло без единой эмоции. Я не затаивала дыхания, потому и не хотелось шумно выдохнуть. Я просто стояла в кулисе и думала о том, сколько в зале зрителей и что они видят? Действительно, возникло ощущение некоего ненасытного монстра в темноте, который питается зрелищем и духом происходящего на сцене.
В какие-то моменты кто-нибудь из артистов влетал в кулису, прямо к нам в руки, и требовалось быстро сорвать пиджак - одеть накидку или наоборот. Двоих дам пришлось зашить в костюм, двух джентельменов пришпилить к накидкам. Или накидки к джентельменам... Списки сцен со сменой костюмов (костюмерская легенда) были прочитаны только с началом спектакля и благополучно забыты в какой-то из гримерных.
*Агнесса Нитт - персонаж книги Терри Пратчета "Маскарад", цикл о ведьмах
Продолжение следует...