Тема в моде весьма актуальная, поскольку, миновав зиму, отметившись во многих коллекциях, едва ли не целиком посвященных одной теме, придет к нам и этим летом, и будущей зимой. Надо сказать, что готические образы не столь далеки от темы материнства, как может показаться на первый взгляд, однако они пришли к нам из более ранних эпох, нежели век 20-й.
Дабы не раздувать материал до неприличных размеров и не вызывать ненужную перепалку в комментариях, я обойду стороной музыку, архитектуру, а также происхождение субкультуры готов. Здесь будут рассматриваться только основные понятия, сравниваться образы, силуэты и некоторые достижения культур.
Пойдем по порядку:
Готы - (лат. Gothi, герм. gutans, gutôs) - племена восточных германцев, близкие по своему языку к северным германцам (датский, норвежский, шведский языки, входящие в индоевропейскую семью языков, наряду со славянским). Античные писатели (Плиний, Тацит, Птолемей) указывают, что в начале нашей эры готы жили на южном побережье Балтийского моря и в области нижнего течения р. Вислы (куда пришли из Скандинавии, как говорит историк готов Иордан). Имеют некоторое отдаленное отношение к истории нашей страны, поскольку в 1-2 веках нашей эры предпринимали захватнические походы на греческие города-колонии Северного побережья Черного моря (Ольвию и Тиру), подчинив их, а также соседние племена. Культура скифов и сарматов оказала на готов большое влияние и способствовала их развитию и культурному росту. В 375г. союз готских племен был разгромлен пришедшими из Центральной Азии кочевыми племенами гуннов. Остатки готских племен окончательно разделились на две ветви (ост- и вестготов), часть из них осела в Крыму.*
Что касается одежды готов: сведений об этом крайне мало, да и вряд ли она вдохновила бы современное поколению, разве что, в виде костюма для ролевых игр. Но даже в таком качестве она выглядела бы весьма непритязательно, поскольку состояла в основном из прямоугольных полотнищ в различных комбинациях. Однако один из элементов костюма древних германцев (предки готов) вошел таки в историю: блуза-юбка (прямоугольный кусок ткани, окутывавший фигуру от подмышек до колен, державшийся на двух кожаных плечевых ремнях, крепившихся к верхнему краю с помощью бронзовых застежек), обвязывавшаяся на бедрах поясом из шерстяной ткани в один-два оборота, с кистями на свисающих спереди концах. До наших дней этот наряд сохранился у горных шотландцев в виде всемирно известного килта.
*Источники: "Советская историческая энциклопедия"; "История России с древнейших времен до 1861г." под редакцией Н. И. Павленко; Вольфганг Брун, Макс Тильке "История костюма от древности до нашего времени"
Готика. Принято датировать от 11 века (романская культура) до начала эпохи Возрождения (14в. - Италия; 15-16в.в. - Франция, Германия). В разных странах это культурное течение проявлялось по-разному и в различное время, причем в Италии следов романского влияния практически не прослеживается. Наиболее заметно готическая культура проявилась во Франции и Германии. Эстетический идеал красоты в этот период складывался в основном под влиянием религиозных догматов, но не только. Образ Мадонны, Богородицы, Девственницы - аскетичной, лишенной радостей земной жизни, бесплотной, с выражением страдания на лице. В 11 веке христиане Европы ожидали конца света. Конец 11 века - начало эпохи рыцарства, сословия профессиональных военных, со своим кодексом чести. Но какой же рыцарь без предмета своей страсти? В 12-13 веке возникает культ Прекрасной Дамы, с длинными, золотистыми, вьющимися волосами, голубыми или зелеными глазами, с кожей, подобной свежему персику, нежно улыбающейся. Девушкам разрешалось распускать волосы, но при этом в них надлежало вплетать цветы, чаще всего - розы. Даме полагалось быть хрупкой, изящной и образованной. Три святыни для рыцаря: религия, честь оружия и Прекрасная Дама. Символическими (и мифическими) животными были Лев и Единорог, которые нередко присутствуют в рисунках шпалер и гобеленов, а также тканей для одежды.
Как только рыцарь завоевывал свою Прекрасную Даму, ей приходилось почти непрерывно беременеть и рожать детей - на войне требовались солдаты. Замуж выходили довольно рано, миновав 12-13 летний возраст. Дожившие до 30 лет считались стариками. Разумеется, цветущая прекрасная дама превращалась в бледную тень с заметно выступающим животом.
Достижения культуры с точки зрения костюма:
Долгое время костюмы состояли из прямоугольных полотен, сшитых или драпированных. Появлению кроя по фигуре мы обязаны мужскому военному костюму периода готики. Поначалу верхняя одежда для всадников изготавливалась из грубого материала, имела разрезы для удобства верховой езды и воротник-капюшон. Дополнялся костюм узкими штанами до колен и высокой шляпой с полями, украшенной павлиньим пером. Для защиты на ткань нашивали железные чешуйки или кольца внахлест, прикрепляя их также одно к другому. Цельнометаллические доспехи появились значительно позднее.
Также в этот период (12 век) Италия стала производить бархат и импортировать его в Европу. Происхождение бархата до сих пор вызывает споры между историками. Известно только, что первоначально ткань производилась из шелка, образцы из других волокон значительно более поздние. Италия (Венеция, Флоренция) уже давно вела торговлю с Востоком и ткани поставлялись туда по Великому шелковому пути. "Бархат" - происхождение слова арабское, в Италии ткань получила название velluto.
Готический силуэт женской фигуры (поздняя готика, период бургундских мод) - S-образный (в профиль), с объемным животом. Платье вместе с остроконечным головным убором образовывало силуэт конуса, ему соответствовала обувь с остроконечным мысом. Беременность была в моде (наверное, единственный раз в истории), посему одежды для этого периода жизни женщин была исключительно удобной: платье перехватывалось поясом пониже груди; помимо боковых клиньев юбки для образования множества складок над животом вшивался специальный кусок ткани.
В этот период в верхнюю одежду стали вшивать рукава. До этого они прикреплялись шнурами, позднее - пришивались утром и отпарывались вечером.
Готическая субкультура. Пост-панк с характерными для этой культуры образами и многими знаковыми элементами одежды, развился в самостоятельно течение. На просторах сети попалась весьма достойная статья, к которой я адресую любопытных:
http://gothland.nm.ru/lib/articles/origins.html Если сравнивать женские образы готики и готической субкультуры, то они достаточно далеки друг от друга. Единственное подобие - бледность, бесплотность, страдание - чисто визуальны и их происхождение и значение совершенно различно. Силуэт костюма также весьма различен, удлиненное платье вогнутого трапецевидного силуэта встречается только в ранней романской культуре. Однако на подиуме готика принимает самые причудливые формы.
Немного иллюстраций этой зимы:
Значительно ближе к рыцарским латам и кольчугам :) Вандеворст.
Культовый "Ворон". Анн Демельмайстер.
Japanese Goth Йоджи Ямамото.
Продолжение, лето 2011, опять Ямамото:
Революционный держим шаг - Рэй Кавакубо:
Как же не хватает кобуры с револьвером и красной косынки... Ну, это только моя ассоциация :))
Парные композиции для неразлучных подруг :)