Красит сумрак голубой
Паруса фрегата
Провожали на разбой
Бабушку пираты...
Капитальный перефраз стихотворения Э. Успенского "Бабушка и внучек".
Есть статьи, которые пишутся легко и непринужденно, на одном дыхании. А здесь целый цикл статей, посвященных одному дизайнеру, рождается долго и мучительно... Частично - из-за отсутствия материала, частично - благодаря этой самой противоречивой личности, мое отношение к которой испытывается на прочность практически по мере написания.
Все больше убеждаюсь: жизненные трудности порождают уникальных людей. Высокая мода стала бы однообразной и скучной, а возможно и не состоялась бы вовсе без таких персон, как Вивьен Вествуд, Александр МакКуин, или даже сам Кристиан Диор. Идея, мысль, образ - бесплотны, а воплощённые - бесценны. Хотя иногда за них и назначают денежный эквивалент.
Давным-давно мы ушли от классики и путешествуем по началам андеграунда. А теперь подбираемся к радикальным социальным явлениям, нашедшим свое отражение в мировой моде.
Переписывать биографию скучно. Энциклопедии - пристрастны. Память - ненадежна. Поэтому изложение будет несколько сумбурной, абсолютно субъективной отсебятиной, слегка разбавленной датами.
Существует мнение, что панк-движение зародилось не на берегах Альбиона, а на просторах американского континента в начале 60-х годов XX века. Если "зародилось", значит существуют гипотетические "mamas and papas" :) Всеобщее настроение молодого социума "не хотим жить, как вы, а хотим по-своему" вряд ли получило толчок от какого бы то ни было музыкального стиля, скорее наоборот - музыка стала одним из выражений образа мыслей нового поколения. И, чем радикальнее настроения, тем агрессивней и "тяжелее" музыка, тем больше в ней ритма и меньше музыкальных гармоний. То же самое и с одеждой: вычурность уступает гармоничности цветовых сочетаний и пропорций, детали доминируют над целостностью.
Видимо натура человеческая так устроена, что стремиться уравновесить внутренний мир с внешними проявлениями во всем: начиная от образа жизни и заканчивая средой обитания. Но мало кто способен жить в полном вакууме, поэтому, кроме самоидентификации, человек начинает испытывать необходимость в поиске единомышленников. Одежда - первый знак на пути поиска. Она же - знак отличия индивидуума. Такой вот парадокс :)
Брожения социальных групп молодежи в 60-70-х, разделение на "своих" и "чужих" породило движения хиппи, рокеров, панков, растаманов, и много их малых разновидностей. При всем показном различии у них очень много общего. Знаковые детали одежды кочуют от одних к другим, благо ни у кого не возникает мысли "бороться за чистоту рядов", что в корне противоречило бы самому духу андеграунда. О происхождении движений все давно забыли, отцы(и матери)-основатели либо передрались за право быть таковыми, либо полностью игнорируют любые попытки причислить их к таковым, либо уже не могут никак отреагировать по причине перехода в мир иной. Выжившие олд-представители частенько зарабатывают на своей принадлежности "к истокам", или, что реже, просто живут, следуя своим убеждениям. Серьезных исследований мало, что вполне понятно: явление лучше рассматривать без эмоций, на расстоянии определенного времени и с достаточным количеством материала.
Итак, панк. Punk (англ.) - современный он-лайн-переводчик выдает 21 существительное, из которых самые безобидные - "гнилушка", "дурак", "что-либо ненужное". Нашлась информация, что во времена Шекспира в Англии так именовали деревенских дурачков, городских сумасшедших, а иногда - уличных проституток обоих полов. Кто поднял сей термин на панковский флаг, выяснить не удалось, но - соответствует во многом и не вызывает протеста у представителей, скорее - наоборот. Задача - шокировать, выполнена на 120% :)
Внешний облик: mohawk, он же mohican, он же ирокез (иногда выкрашенный в кислотные цвета); закатанные джинсы, тяжелые ботинки или кеды; кожаная куртка-косуха и масса металлических атрибутов (цепи, браслеты из бритвенных лезвий, стальные шипы на кожаных ремнях, куртке, браслетах, ошейниках, обуви).
"П(Т)анки грязи не боятся".
Вивьен Вествуд - 70-е.
Лично меня творчество Вив цепляет, хотя не скажу, что готова примерить на себя любое ее творение. Впрочем, в силу профессии, я их даже не рассматриваю в этом аспекте. Рано или поздно дизайнер перестает думать, во что он одет - это задача может отвлечь на себя слишком много внимания :) На творчество времени не останется)
Эта фотография также возымела на меня воздействие. Отношение к фашизму у меня определенное и однозначное (в отличие от политических взглядов) - я его не приемлю ни в каком виде. Разумеется, свастика и Вив - это очень неприятное для меня сочетание. Жаль, что не удается даже найти пояснение данному факту... И из песни слов не выкинешь. Но так есть.
Возможно, Вивьен Вествуд посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте. Пережив не самое счастливое детство, а вслед за ним краткий брак, в 1971г. она встретила Малькольма МакЛарена.
Этот тандем сумел сделать многое. Начать с того, что МакЛарен пробовал свои силы в самых различных областях: пытался учиться в художественных колледжах, занимался музыкой и даже дизайном одежды. До встречи с Малькольмом Вивьен зарабатывала на жизнь преподаванием. Вместе они открыли магазин одежды в районе Челси на Кингс Роуд "Let It Rock", который я рискну сравнить с небезызвестным московским "Рок-арсеналом". То, что пропустила или не берет в расчет фэшн-индустрия, но что столь востребовано в молодежной среде, можно было найти здесь :)
Магазин неоднократно менял название и стилистику продукции (некоторое время даже был секс-шопом), но всегда "держал нос по ветру". Между тем, примерно в 1973 году, туда стали частенько наведываться три английских подростка, при общей музыкальной неосведомленности пытавшихся изобразить музыку рок (при наличии свободного времени и отсутствии необходимости зарабатывать на жизнь в те годы этим занимались многие их ровесники). Двое из троих впоследствии вошли в историю как отцы-основатели панк-рока, музыканты "Sex Pistols", а Мальколм МакЛарен - как их генеральный менеджер.
Вествуд и МакЛарен были вместе 13 лет. Их магазин стал центром лондонской панк-тусовки. С 1981 года Вивьен Вествуд стала выпускать одежду под маркой своего имени и участвовать в показах Лондонской Недели Моды (British Fashion Council), а с 1983 года - и в Парижской (Paris Fashion Week). Но главное ее достижение: участие в Russian Fashion Week в 2007 году :) (простите, не удержалась :)))
Вивьен Вествуд - 2000-е.
Несколько модных стилей улицы пришли на подиум при непосредственном участии Вив. Панк был первым. Коллекций 81-83 годов у меня, поэтому начнем с 1997-го:
Кусочек панка, кусочек корсета, кусочек функционализма - а в общем и целом абсолютно своя Вив-интерпретация :)
Очень мало панка, кусочек рока - и все замечательно обыграно.
Уже не панк, и даже не пост-панк, а... (ваши версии?)
Конечно, в 2011 году никаких следов панка на подиуме нет, да и быть не может - не актуально. Мода давно ушла далеко вперед и следующий виток спирали непонятно когда ожидается. Но из панка "выросли" готы, появился его антипод грандж, зародился и набрал обороты "бельевой" стиль.
Все-таки я ошиблась в предыдущем утверждении - следы панка нашлись:
Кристоф Декарнен (Бальмейн), кто бы мог подумать...
Мои крашенные геккончики Нотр-Дамм :)