Вот и появилась у меня настоящая легенда 60-х - первая «Spidola», так называемая «ниточка». Вместо привычного проволочного указателя на шкале - яркий оранжевый цилиндрик на полосатой бело-серой нити верньера.
Серийный номер 143815, выпущен 24 июня 64 года (выпускался с 1961 г.). Дата продажи 3 august 64. Так и написано латиницей в паспорте, который имелся в комплекте. Заграничный приемник был уже тогда. Очень стильный и удачный дизайном «транзистор» Рижского завода VEF, как писали в статьях позднее, спасший завод от затоваривания ламповыми приемниками и радиолами, терявшими спрос.
Много слышал, видел фото, но никогда не доводилось держать в руках первую модификацию культовой вещи. Внешне отличается от последующей модели пластмассовой решеткой динамика и миниатюрной шкалой.
Само собой не включал без предварительной разборки и проверки. Корпусные детали прекрасно сохранены. Традиционны невыпадающие из задней крышки винты. На обороте подробная инструкция.
Для замены батарей питания нужно быть хотя бы немного техником. Открывается доступ ко всей начинке. Если открутить четыре винта, снять ручку диапазонов, наконечник антенны, утопить ее саму, можно вынимать шасси в сборе.
Плата откидывается на 90 градусов, но короткие провода к ней постоянно отрываются. Сколько занимался приемником, столько подпаивал хотя бы один из них. В конце-концов надоело и заменил провод от батареи до платы на более длинный.
Почти все транзисторы стоят родные, 64-го года. Вместо одного из двух П423 стоит ГТ328Б (1978 г.). Остальные восемь одинаковы - германиевые П41.
Динамик с оборота решетки закрывался тканью. Несмотря на ее ветхость, динамик вполне чистый.
Одна из шкал на барабане расколота. Вставляется в пазы сбоку и фиксируется подгибанием металлической лапки. Пластик очень тонкий и хрупкий. Подклеил.
Шасси выглядит абсолютно космически. Почистил, помыл. Смазал оси переменного конденсатора, роликов верньера.
Нанес Циатим-201 на механизм переключения барабана.
Склеил сломанную втулку винта крепления шасси к корпусу (осколок болтался внутри) с помощью суперклея и соды. Закрасил черным маркером место наращивания объема детали.
Декоративное обрамление ручки диапазонов кто-то клеил до меня. Оно теперь не вынимается из корпуса.
Прижимные планки батареек держатся на паре винтов каждая. Вполне возможен случайный обрыв проводов при замене. Пружины достаточно сильные и гетинаксовые прижимы с контактами выгибаются. Нужно быть осторожным и равномерно прижимать при закручивании винтов.
Обнаружил два оторванных провода от жгута к контактам печатной платы. Припаял.
Собрал приемник, вставил батарейки из «Романтика». Включил, а признаков жизни нет никаких. Даже щелчка в динамике.
Купил транзисторы МП41, электролитические конденсаторы К50-20 вместо стоящих ЭМ (электролитические малогабаритные), вдруг тоже понадобятся.
Заменил все 41-е, не мудрствуя. Включаю, опять тишина. Нашел диаграммы напряжений из справочника. Только два последних транзистора УНЧ в режиме. На остальных чехарда какая-то. Куда ни ткни - 9 вольт. Общий здесь не минус, а плюс. Попробовал заменить оба электролита в усилителе, не помогает.
Дело осложняется еще наличием двух контактных групп подключения звукоснимателя и внешнего громкоговорителя. Стал прозванивать цепи с особым пристрастием. Заметил, что провода в цепи динамика слишком длинные и отличаются от остальных применяемых. Проверил как и куда они идут. Обнаружил несоответствие схеме. Как-то странно задействованы регулятор громкости, звуковой трансформатор и динамик. Возможно, приемник использовали как радиоточку без развязки с печатной платой.
Восстановил первоначальное подключение. Не собирая в корпус и не надеясь, что транзисторы остались целыми, включил и с удовольствием услышал щелчок в динамике. Чистый звук без искажений при включении смартфона в гнезда проигрывателя. Послушал Утесова.
В еще несобранном виде, на шасси, стал проверять работу приемной части. На СВ, ДВ помехи, приемник работает. На плате со стороны дорожек напаяны нештатные резистор и конденсатор. Оставил, руководствуясь невмешательством.
Но все опять пошло не по плану. Порвалась нить настройки. Натянута она довольно сильно. Регулируется натяжение пружиной в нижней части шасси. Связал узелком место разрыва, нарастил пружину еще одной найденной. Узел движению по роликам не мешает. Так себе решение, но пока аналога шнура нет - пойдет. Он своеобразный, не хочется менять на простой однотонный. Тем более, что активного использования радио не планирую.
Очередная сборка приемника прошла уже гладко. Для 60-летнего прибора очень хорош собой, особенно приятно, что живой. Значит, все было не зря.