Анклавизация мусульманского населения Европы.

Feb 18, 2013 21:21

Этой теме посвящён доклад историка и религиоведа Светланы Дерябиной «Европейское культурное пространство и мусульманские обычаи: проблемы современного сосуществования». Доклад прозвучал 14.12.2013 в Оренбурге на всероссийской конференции «Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтническом пространстве: исторический опыт и современность», организованной правительством Оренбургской области.

image Click to view



2 часть https://www.youtube.com/watch?v=OOKVsNomCow
3 часть https://www.youtube.com/watch?v=OOgog4RyEyw


По мнению к.и.н., доцента кафедры всеобщей истории Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ) Светланы Дерябиной, одна из современных проблем европейских стран - рост количества населения исповедующего ислам. Точное количество мусульман в Европе неизвестно самим европейцам. По некоторым оценкам, их численность оценивается от 15 до 25 миллионов человек, и это число постоянно увеличивается. Согласно одному из прогнозов, к 2030 году численность мусульман в Европе может удвоиться.

Мусульманские общины, как правило, не интегрируются в социально-культурное пространство в местах проживания и не ассимилируются. Они не воспринимают европейские правовые нормы, живут
по законам шариата и придерживаются своей системы ценностей.
Можно выделить нко проблем, связанных с большим количеством мигрантов из мусульманских стран в Европе. Это - анклавизация мусульманского населения, распространение законов шариата в этих анклавах, проблемы с соблюдение прав женщин, проблема бытовых и культурных взаимоотношений и предпочтений, в т.ч. связанных с религиозными праздниками.

В Европе были попытки разработать программы интеграции мусульман в европейское социально-культурное пространство - при помощи так называемого "евроислама". Духовным лидером такого направленяи считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан - франкоязычный исламский богослов. Он настаивает на сближении европейской культуры и ислама, на адаптации мусульман в европейской цивилизации, и на решительном размежевани ислама и арабской культуры. Он выступает за демократию, против самоизоляции мусульман в своих гетто, за смягчение законов шариата в условиях Европы, призывает мусульман изучать язык страны проживания, активно интегрироваться в европейское общество. Одним из известных сторонников евроислама является настоятель Большой парижской мечети Далиль Бубакёр. Он убеждён что французские мусульмане должны стать приверженцами европейской цивилизации, но при этом стараться сохранять исламскую идентичность. По мнению этого духовнослужителя, рост радикального ислама вызван излишней терпимостью властей европейских стран.

Однако идея интеграции в европейскую цивилизацию не стала доминирующей в среде мусульман.
О том какие взгляды на будущее судьбы Европы преобладают среди мусульман можно судить по высказываниям Юсуфа Кардави, который возглавляет Европейский совет по фетвам. Он выступает за диалог с немусульманами, но призывает мусульман изолироваться от западной цивилизации, и настаивает что у мусульамн должны быть свои маленькие сообщества в рамках большого общества, в противном случае мусульмане растворятся в европейском обществе. Как предсказывает шейх Кардави, в Европе со временем мусульмане из меньшинства превратятся в большинство. Подобного рода высказывания находят реальное отражение в тех процессах, которые мусульмане инициируют в принимающем их евросообществе.
Тенденции анклавизации,концентрации мигрантов в отдельных районах усиливается, так как в этих условиях легче сохранить мусульманскую идентичность. Не исключено, что в течение следующих десятилетий подобные образования будут претендовать на получение некоторой автономии.

Уже сейчас мусульманские сообщества в европейских старнах фактически являются государством в государстве. Их политическая активность растёт. Они будут и дальше добиваться повышения своей
роли в социально-экономической и политической жизни. В Великобритании действует организация "Мусульмане против крестоносцев".Она объявила города Брэдфорд и Дьюсберри в Йоркшире, а также огромный жилой массив Тауэр Хэмлетс в восточном Лондоне "британскими халифатами",и действуют соответственно законам шариата. Мусульманские районы Лондона регулярно обклеиваются предупреждениями: "Здесь зона шариата!" Сами мусульмане называют их - Лондонистан. В этих объявлениях перечисляет запрещённые в Лондонистане вещи: открытая одежда, алкоголь, эротика, игровые автоматы. Когда в восточный Лондон приехал министр внутренних дел страны Джон Рейд, то мулла Абу Изаден спросил его: "Ты зачем приехал в мусульманский район?" И это - на территории которая официально находится под юрисдикцией британского государства.

Во Франции существует более 750 подобных городских районов. В Париже и других городах с высокой концентрацией мусульманского населения таких как Лион, Тулуза, Марсель тысячи мусульман перекрывают улицы чтобы вместить толпы людей для пятничной молитвы, а некоторые мечети начали трансляцию проповедей и скандирование:"Аллаху Акбар" через громкоговорители на улицах.
Доля мусульман в бельгийской столице доходит до 20%. Несколько мигрантских кварталов стали запретными зонами для полицейских. В них действует самоуправление по законам шариата. В Брюсселе в районе Молленбек вне зависимости от вероисповедания всем кто туда приходят в дни мусульмаснкого месяца Рамадан нельзя пить кофе и принимать пищу в общественных местах. Сами европейские эксперты которые рассуждают о сложившейся ситуации считают что это - следсствие политики мульткультурализма который был расчитан на принятие мигрантами некоторых европейских ценностей, но позволял им существовать в собственной культурной среде. В результате Европа имеет многочисленные анклавы, живущие по своему укладу и не подвластные государственным органам. Господствующими принципами жизни в этих анклавах становятся законы шариата. Это серьёзная проблема для современной Европы.По законам шариата фактически функционирует параллельная юстиция. Мусульманские старейшины выносят свои приговоры, которые цементируют диаспоры и ещё больше усиливают зависимость мигрантов от того анклава который их принял.Шариат используется в решении конфликтов между мигрантами, часто в ущерб действию официальной юстиции. Негласно действующие судьи решают вопрос об "убийстве чести", когда родители или братья лишают жизни опозоривших себя девушек. Выдача замуж несовершеннолетних, взыскание долгов, причём долги взыскиваются насильственным образом - когда воруют должника и пытками выбивают у него деньги.
Наиболее далеко по этому пути пошла Великобритания, которая официально легализовала шариатские суды. В 1996 году было заключено соглашение между государством и представителями мусульманского духовенства. Были открыты 5 шариатских судов в Лондоне, Бирмингеме, Манчестере, Брэдфорде и Нанитоне. Однако, по мнению экспертов, на самом деле в стране действуют около 90 судов шариата. Решения этих судов ни в малейшей степени не согласуются с демократическим основами жизни государства, в частности -в сфере реализации равноправия женщин.

Однако в Бельгии и Франции пытаются бороться с дискриминацией женщин в мусульманском сообществе.
Бельгия и Франция в своём законодательстве приняли постановления о запрещении ношения женской одежды
полностью закрывающей лицо. Французский министр по делам иммиграции Эрик Бессон не стесняясь назвал это одеяние "ходячим гробом". Головные уборы и одежда скрывающие лицо теперь признаются незаконной в любом публичном месте, будь то автобус, магазин, больница, музей или учебное заведение. Нарушение этого во Франции ведёт за собой штраф в 150 евро, и обязательство прослушать лекцию о светских ценностях современной Франции. За принуждении женщины к ношению такой одежды следует штраф в 30.000 евро или год тюрьмы. По всей Франции в органах местного самоуправления стали появляться плакаты с надписью: "Республика живёт с открытым лицом".

За прошлый год за подобного рода правонарушения были оштрафованы более 300 женщин.Женщины с которых пытаются сорвать такое одеяние - сопротивляются и даже дерутся с полицией. Новый президент Франции Франсуа Олланд объявил что будет действовать жестко в этом вопросе и никаких поблажек делать не будет. Олланд также отметил, что не допустит ни специального расписания в плавательных бассейнах для женщин-мусульманок, ни халяльных продуктов в столовых. Власти Франции запретили также мусульманкам арабского происхождения купаться в бассейнах в одежде, которая по мусульманским канонам должна закрывать всё тело. По мнению светских властей Франции, это принижает достоинство женщин.Ранее во Франции мусульманки выходили купаться в специальных купальных костюмах, которые в СМИ называют "буркини".
В Европе некоторыми мусульманскими общинами неправильно понимается принцип отделения религии от государства. Так, мусульманская община в г.Берн (Швейцария) призвала изменить государственный флаг Швейцарии. Оказывается христианский символ (флаг Швейцарии - это белый крест на красном фоне) оскорбляет религиозные чувства мусульман и "неприемлем для мультикультурной Швейцарии".
Сейчас мусульманская община проводит крупномасштабную кампанию чтобы убедить швейцарцев принять флаг с менее обидной для мусульман символикой. Прогремел в СМИ отказ органа местного самоуправления небольшого датского города установить за свой счёт Рождественскую ёлку, потому что из 9 членов
самоуправления 5 были мусульмане. Они пожалели сумму в 800 евро для установления ёлки. Но в конце концов решение было принято и небольшая ёлка в центре площади была установлена.

В Брюсселе чтобы не оскорблять религиозные чувства мусульман и доказать "мультикультурность" бельгийской столицы на площади Гран-пляс вместо того чтобы установить Рождественскую ёлку властями было решено установить т.н. "новогоднее дерево" - современную конструкцию, которая состоит из н-ких десятков экранов. На экраны трансулируется красивые картинки. Однако, по сути, к Рождественскому дереву эта конструкция фактически не имеет никакого отношения. В результате прошла демонстрация жителей Брюсселя (христиан), которые с ёлочными ветками пришли на Гран-пляс и призывали власти установить нормальную Рождественскую ёлку. Ну а скандалы с поросятами которые в Европе являются одними из символов христианского Рождества, и которые оскорбляют чувства мусульман - стали притчей во языцех. В Англии местные мусульмане предъявили претензии к пожилой англичанке которая выставила на окно
композицию из поросят.

В 2010 году в Лондоне появились плакаты которые утверждали что "Рождество - злой праздник". рганизовал эту кампанию 27-летний Абу Ромайс. Он заявил что "Рождество это ложь, и наш долг как мусульман - атаковать его. Но нашей основной целью являются плоды рождества, такие вещи как употребление алкоголя, беспорядочные сексуальные связи, которые возрастают в это время. Мы надеемся, что наша кампания заставит людей осознать, что ислам - единственно верный путь, чтобы избежать всего этого».
По мнению доцента ОГПУ, источником аналогичных проблем в России является огромный миграционный поток из Средней Азии, а также радикализация населения в тех регионах России где население традиционно исповедует ислам. В ряде южных регионов страны, отмечает эксперт, введены элементы шариата, а признаки появления мусульманских кварталов стали заметны в некоторых районах Москвы (Люблино, район станции метро «Войковская», «Проспект мира»). По мнению доцента Дерябиной, этим тенденциям можно противопоставить концепцию евроислама. Подробнее обо всём этом - в докладе Светланы Дерябиной.

видео, лекция, ислам

Previous post Next post
Up