Слово святителя Феофана Затворника на Рождество Христово

Jan 16, 2015 02:44



Слово святителя Феофана Затворника на Рождество Христово:
Кто вступил в общение с Господом, не может не радоваться.

Ныне не поучений время, а славословия, не наставлений, а благодарения, не пред­ложения уроков, а изъявления радования. Будем же благодарно славословить Госпо­да и радоваться о имени Его Святом. Слава неизреченному милосердию Твоему, Господи, не оставившему нас в горьком падении нашем! Сла­ва бесконечной премудрости Твоей, устроившей для нас такой дивный образ спасения нашего! Слава промыслительному попечению Твоему о нас именно, призвавшему и нас в причастие иску­пительной благодати Твоей. Приидите возвели­чим Господа, призревшего на смирение рабов Своих.




Ангелы славят - и не за себя. Посреде неба и земли утвердив стопы свои, они то к небу об­ращаются, то к земле приникают; видя славу на небе и мир и благословение на земле, не могут удержать в себе невольно исторгающихся хвалебных песней. Мы ли удержимся, когда в Рож­естве Христовом - все для нас! Се уготовляется жертва умилостивления - Агнец Божий, реющий заклаться во спасение наше! Се сходит неба хлеб животный, имеющий даровать живот миру! Се Господь, как пастырь, Сам подвигся высоты и, оставя девяносто девять овец - сонмы Ангелов, снисшел, ища одну - заблудшее человечество, чтоб, восприяв его на рамена Свои, принесть спасенное к Отцу Своему!

Итак, нет Тебе покоя, Господи! До мене бо идеши, мене ища заблудшаго. В седьмый день почил Ты от дел творения, а от дел спасения не почиваешь, но от начала и доселе делаешь - и Ты, и Отец Твой. Тогда, Адама падшего ища в раю, звал его, говоря: Адаме, где еси? Адам скрылся в чащу - в любовь к падению свое­му. Ныне Ты нисходишь в самую глубину сего падения, чтоб воззвать возлюбивших сей мрак.

О, Господи, воззови и нас! Но даруй нам не скрыться, а открыться сердцем, и исшед во сре­тение Тебе с готовностию на все отозваться: се мы! Вот мы - немощные и расслабленные; возьми, уврачуй и исцели. Вот ум наш - сия выя железная и лоб медян; возьми, истни его в прах пред лицем Твоим, и всели в него на­вык смиренно покоряться Божественному слову твоему и истине твоей. Вот сердце похотливое сия жена кровоточивая, непрестанно источающая токи нечистых пожеланий; возведи нас в при­косновение к Тебе, да станет ток крови сей. Вот душа, о небе забывшая и только земными вкуса­ми питающаяся; дай нам возвратиться в объя­тия Твои, ощутив сладость их и возвеселиться на трапезе Твоей, чтобы забыть о всех этих рожцах, не питающих, а только раздражающих вкус и томящих никогда не удовлетворяемым жажданием. Тогда и мы принесем Тебе, Рождшемуся, злато чистого беспримесного ведения Истин тво­их, смирну - умертвие похотям и страстям, и ливан - устремление к горним и наслаждение только небесным.

О когда бы было так! Тогда кто бы удержал хвалебную, благодарную и обрадованную песнь нашу? Обрадованному в существе как не радова­ться, когда он носит источник радости в сердце своем! Ангел не говорит пастырям: радуйтесь, а говорит только: благовествую вам радость, яже будет. Что говорить: «радуйся» тому, кто не вку­сил еще радующих благ? И повидав Господа, они возвратились, славяще и хваляще Бога, а не радующеся. Они могли не радоваться, не вкусив еще принесенных Рожденным благ; но можно ли, извинительно ли не радоваться кому-либо из нас?

Мы привыкли к изъявлениям благожелании в сей праздник. Но в них может скрываться горький нам укор и обличение. Радость или не ра­дость в нынешний день есть пробный камень наших должных или недолжных отношений к рожденному Господу! Мы ведь уже призваны, приступили к Нему и приняты Им. Мы - Его и Он наш, а стало и все Его есть наше. Что же Его, то непременно приносит мир и радость. Радость потому должна быть обычным состоянием на­шего духа. И это всегда, тем паче в дни, подоб­ные нынешнему!

Вот сколько нас тут ныне. Войдемте в со­весть свою и с нею ответим сами себе на следу­ющие вопросы:

Кто из нас так рад, как рад узник, получив­ший свободу после долгого томления в мрачной и душной темнице? - А так радоваться следо­вало бы всем нам во Христе Иисусе, ибо в Нем получается свобода из несносного узилища (темницы) лжи, греха и вкусов земных. Если нет ощущений та­кой радости, то посмотрите, не потому ли, что мы еще в узах и темнице?

Кто из нас так рад, как рад наследник, кото­рому возвращено безнадежно потерянное наслед­ство и отдано в полное распоряжение? - А так радоваться следовало бы всем нам во Христе Иисусе, ибо в Нем призваны мы в наследие не­тленно, неувядаемо, соблюденно на небесех нас ради! Если нет ощущения такой радости, то по­смотрите, не потому ли, что еще не удостоились мы получить наследия сего.

Радость не есть чувство вольное. Кто, всту­пив в общение с Господом, вкусил всех благ Его тот не может не радоваться, а кто, чуждаясь Гос­пода, не вкусил благ сих, того сколько ни при­глашай к радости, не заставишь радоваться. Это будет то же, что говорить слепому - смотри, глухому - слушай, безногому - ходи.

Как же быть тем из нас, кои попали в число сие? И не радоваться? И будет нам праздник не в праздник!! - Нет, понудим себя радоваться и мы наряду с другими. Порадуемся за род наш, что ему уготованы такие блага. Порадуемся за других братий наших, кои сподобились уже сде­латься причастниками их. Понудим себя пора­доваться и за себя, потому что и нам оставлена надежда получить их. И тут же попробуем воз­будить и ревность свою, усыпленную и замер­шую. Вот все у Господа на пиру - радуются и веселятся! А мы-то что - враги себе, что не идем туда? Или вход туда заключен нам? Или нас не примут?.. Или заделят чем? - Нет… всем и все предлагает Господь. Приди только всякий, как указано, и все получишь, - и радость восприимешь такую крепкую, что никто уже не си­лен будет отнять ее у тебя. Аминь.

25 декабря 1863 г.

Из книги: «Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни»

с Праздником!, свт. Феофан Затворник

Previous post Next post
Up