Автор публикации: Александр Романов
Йоахим Гаук и Владимир Путин. Коллаж © KM.RU
Германский президент решил поучить Россию, как ей бороться с пережитками тоталитаризма, и не придумал ничего лучшего, кроме как призвать покаяться. Хотя, по идее, не должен был бы этого делать. Как яйца не могут учить курицу, так и побеждённый - победителя.
Произошло это в рамках закончившегося накануне форума под названием «Потсдамские встречи», который уже в 15-й раз состоялся под Берлином. Организовывает встречи немецкая неправительственная организация «Германо-российский форум». В этом году тема мероприятия была «Влияние прошлого на будущее».
В двухдневной конференции участвовали политики, деятели культуры, ученые, представители гражданского общества из России и Германии. Они дискутировали на следующие темы: «Какое влияние оказывает история на формирование национальной идентичности?», «Каковы основные исторические образы, формирующие сознание россиян и немцев?», «Будущее прошлого - уроки истории». Состав участников таких встреч обычно достаточно невелик - по 15-20 интеллектуалов с каждой стороны.
Кульминацией же стала встреча участников форума с президентом ФРГ Йоахимом Гауком во дворце Bellevue, сообщает Deutsche Welle.
В берлинскую резиденцию глав государств - участников встреч доставили из Потсдама на автобусе сильно загодя. В течение часа они топтались в фойе администрации президента, скрашивая ожидание минеральной водой, соком, кофе и печеньем. Потом перешли в сам дворец, расселись полукругом и снова ждали, а сотрудники администрации ненавязчиво убирали лишние стулья. Ладно хоть пол не мыли.
Опоздавший на шесть минут Гаук, бывший лютеранский пастор, а ныне активный защитник прав гомосексуалистов, с ходу объявил себя экспертом в данном вопросе и перешел к пространным рассуждениям о том, как и почему каялась Германия.
Немцы делали это долго и мучительно, поведал он. В Западной Германии «после фазы некоторого промедления возник самокритичный исторический дискурс». При этом, указал президент, в центре внимания оказались «не собственные страдания и потери, а собственная вина наших соотечественников, их провал в деле спасения демократии, их жестокость».
Что ж, в этом нет ничего удивительного: страдания немцев составляют лишь малую толику от тех страданий, которые они принесли другим народам. По-иному поступить было просто невозможно. Что тут обсуждать?
Далее Гаук заявил, что только признание правды, чувство стыда и вины позволило немцам снова обрести доверие к самим себе и доверие соседних народов. «Коллективная идентичность немцев, - заявил он, - включает в себя и осознание собственной вины, что оказывает на нацию полезное и стимулирующее воздействие».
И опять все понятно. Да, так оно и есть: нация, развязавшая Вторую мировую войну, должна была качественно измениться. Встряска, которую она преподнесла всему миру, просто обязывала к этому. Нельзя же было двигаться в будущее со старым хламом нацистских идей и бредятиной о «сверхчеловеке», «недочеловеках» и тому подобном.
Но далее Гаук перешел к России, которая, как ему, наверное, известно, победила Германию.
Президент ФРГ отметил, что в нашей стране хоть и ведутся «впечатляющие исторические дискуссии на тему преступлений советского режима», но немецкий опыт преодоления национал-социалистического прошлого пока не используется.
Этим заявлением он сразу вызвал недоумение у российской части аудитории. О каких это преступлениях толкует г-н президент? Газовых камер у нас не было, за евреями не гонялись, цыган в расход не пускали, недочеловеками никого не объявляли, планов по уничтожению соседних народов ради освобождения «жизненного пространства» не строили.
Но Гаук гнул свою линию. Он считал, что было бы полезно, если бы российское посткоммунистическое общество проанализировало собственную историческую вину и покаялось. А то непорядок получается. Ностальгия по минувшему имперскому статусу, сказал он, а также препятствия, которые власти чинят, обществу «Мемориал», не содействуют преодолению прошлого.
И вообще в российском обществе происходит много непонятного. Так, Гаука, по его признанию, «шокировали» данные о популярности в России таких исторических деятелей, как Ленин, Сталин и даже безобидный Брежнев.
Очевидно, г-н германский президент полагал эти фигуры равными Гитлеру. Ну так мы объясним, что это не так. Ленин создал советское государство, которое под руководством Сталина выиграло войну, и это был момент наивысшего триумфа нашей страны в истории. Что, разве за такое достижение лидер недостоин популярности? Ну а при Брежневе наши люди получили самый длинный период стабильной и предсказуемой жизни, когда хорошо было не отдельным узким группам, а подавляющему большинству населения.
Но Гаук считает, что нам непременно надо каяться, испытывать вину, стыд, раскаяние и просить у всех прощения. Наверное, его бы устроило, если бы русские испытывали чувство не просто вины, а экзистенциальной вины, хорошо описанное в романах Франца Кафки. Это когда человеку кажется, будто он виноват абсолютно перед всеми и за все, а прежде всего за их нереализованные возможности, которым помешал самим фактом своего существования на свете.
Думается, если бы российское общество послушалось его, на мгновение сошло с ума и начало каяться, это выглядело бы так же нелепо, как и покаяние героини фильма «Ширли-мырли»: «Прости меня, Васенька, дуру грешную!» К счастью, этого не происходит и, надо надеяться, не произойдет.
Участники дискуссии стали осторожно и часто невпопад возражать напору немецкого президента - эксперта в покаянии. Председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, профессор Михаил Федотов предложил вместо покаяния использовать фрагмент христианского ритуала крещения - троекратное отречение от дьявола. «Все народы, которые пережили ужас тоталитаризма, - заявил Федотов, - должны не каяться, а пойти по пути отречения от преступлений режима».
Декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики в Москве профессор Сергей Караганов посчитал немецкий опыт неприемлемым, поскольку «мы не разгромленная страна, а страна, выигравшая войну». И это обстоятельство, указал он, «делает наш выход из коммунизма гораздо более трудным». Начал вроде хорошо, но тут же все испортил, затянув старую либеральную песню о том, что у нас почти 70 лет одна часть народа уничтожала или подавляла другую. «И до конца признать, - считает он, - что мы с собой совершили, нашему народу будет очень трудно». Чужой опыт для России, по его словам, неприемлем, «мы должны выздоравливать сами».
Лучше бы, конечно, сказать хозяину мероприятия: «Чушь городите, батенька!», да, видно, положение гостя не позволило, начал реверансы шаркать - назвал немецкую критику происходящего в России «совершенно справедливой».
Правда, напоследок Караганов все-таки окатил хозяев, включая президента, холодным душем: «Друзья мои, не впадите в грех высокомерия! Помните, что немцам могут мгновенно припомнить все народы, что они сделали на протяжении прошлого века. Будьте осторожны, в том числе и с русскими».
Германский президент вздрогнул от неожиданности и встал в оборонительную стойку. «Я исхожу из того, г-н профессор, что Ваши высказывания не имеют отношения к нашей послеобеденной беседе», - отрезал Йоахим Гаук в ответ на слова Караганова. «Еще есть народы, где большинство населения живет по принципу «права она или нет, но это моя страна», - резюмировал он. - Эта страна (Германия. - Прим. КМ.RU) такую точку зрения решительно не разделяет».
Да, такие народы есть, хочется сказать в ответ, и русские - один из них. Каяться перед Европой и кем бы то ни было России не за что. А Германия вольна хоть разделять такую точку зрения, хоть не разделять, но только не ставить на одну доску себя и Россию и не забывать, что это она устроила в ХХ веке вселенский бардак в мире, а Россия убрала за ней всю скверну.
Источник:
http://www.km.ru/node/712501/