Как Украина может победить

Mar 09, 2015 17:24





PostSkriptum

Владимир Путин сделал свой выбор - начать войну против огромного соседа, второй по величине страны в Европе. Теперь это конфликт, в котором невозможно победить без массивного вторжения и мобилизации, и это будет политически и экономически токсично для русских. Поэтому инициатива перешла к Киеву - если у него есть сила и честь использовать ее. Это потребует стратегического мышления, разгром шпионской сети Москвы и создание военной машины, готовой к вызовам текущей войны. Все это может быть сделано, но каждый день, прошедший напрасно - еще одна индикация того, что Порошенко не хочет победить.




Бывший профессор Военно-Морского Колледжа и ветеран Агентства Национальной Безопасности Джон Шиндлер опубликовал статью под таким заголовком.

Шиндлер, опираясь на свой опыт работы в Восточной Европе, указывает, что у Украины есть шанс победить в войне с Россией, в случае, если она учтет опыт Хорватии. В 1991 Хорватия потеряла более трети своей территории, которую оккупировали сербские мятежники - но уже в 1995 восстановила практически полный контроль над ними.

Шиндлер при этом указывает на два фундаментальных факта: 1. Воевать - всегда тяжело. 2. Россия - не Сербия. При этом следует учитывать, что и Украина - не Хорватия - она большее ее в 10 раз и по населению, и по территории. Но, в качестве модели стратегического успеха, шаблон Хорватии "вряд ли может быть улучшен". В распоряжении Киева есть все, чтобы вести оборонительную войну - но, как представляется, он просто не хочет этого делать. Не хватает национальной силы и гордости. Более того, возможно, президент Порошенко не подходит для выполнения такой задачи - тогда его следует вернуть к производству конфеток, и заменить на лидера, который реально готов воевать.

Сегодня подражание Хорватии означает, что необходимо осуществить несколько специфических действий, и немедленно. Текущее затишье в российско-украинской войне - временное. Ниже следуют советы - что необходимо предпринять украинцам, чтобы далее не терять большие куски своей территории и отвоевать то, что уже потеряно.

Мыслить стратегически. Поглядите на карту - Украина - очень большая страна, по европейским стандартам. Киев определенно может менять пространство на время. В долгосрочной перспективе это не та война, которой хочет Россия. Следует прекратить идиотские, с военной точки зрения, сражения до последнего солдата - вроде боев за донецкий аэропорт или Дебальцево, где Киев пожертвовал лучшими солдатами по единственной причине - так приказал Порошенко. Любой русский бросок, цель - которого превратить Новороссию из фантазии в реальность должен быть остановлен. В практическом смысле это означает превращение Мариуполя в Вуковар-на Азове - и это достижимая цель для украинских вооруженных сил. Если русских можно остановить в Мариуполе, их можно остановить повсеместно. Если нет - Украина потеряна. Загреб выиграл в 1995, и по крупному - потому что он играл в долгосрочную игру, и в военном, и в дипломатическом отношении. Кремль, в конечном счете, утомится от токсичных сателлитов в Восточной Украине, и нужно быть готовыми к тому моменту, когда это случится.

Серьезно заниматься разведкой. В настоящий момент Киев практически ничего не может делать секретно. Российские шпионы, глубоко въевшиеся в СБУ знают все, или практически все. В период правления Януковича СБУ фактически превратилось в филиал ФСБ. Оперативная секретность, в западном смысле совершенно необходима. Драконовские меры в области контрразведки - неотложное дело. Это кажется невозможным, но следует помнить, что в 1991 году число только военных агентов Белграда в Хорватии превышало 1800, но Загребу удалось победить в этой шпионской войне, потому что он серьезно относился к контрразведке. Есть также другие срочные задачи, прежде всего, в области электронной войны, где у России - практически тотальное преимущество. Это стоит Украине многих жизней, и здесь Запад может реально помочь. Но нет никакого смысла давать украинцам современное оборудование зная, что оно может оказаться в распоряжении русских. Украина не сможет победить, если ее разведка не будет лучшей, чем у русских, и тут нет времени на раскачку.


Разгромить коррупцию. Украинские боевые подразделения уже раздражены тем фактом, что их политические хозяева в Киеве , включая известных своей продажностью генералов, живут хорошо, в то время как солдаты гибнут в операциях, изначально обреченных на поражение. В долгосрочной перспективе это - рецепт для политической катастрофы в Украине. Ситуация настолько плоха, что западные доноры должны идти в обход Генштаба и официальной цепи командования, с тем, чтобы помощь не была разворована и дошла до солдат. Не касаясь общей проблемы безумных масштабов коррупции в Украине, следует однозначно искоренить институциолизированное воровство в оборонном секторе - пекинскими методами, расстреливая коррумпированных политиков и генералов. Это, кроме прочего, окажет глубокое влияние на страну в целом.

Помнить, что количество переходит в качество. Украинская армия сама по себе слишком мала, чтобы защитить Украину от российской агрессии. За два десятилетия независимости украинская армия превратилась в постыдное болото воровства и лени, с весьма ограниченными боевыми возможностями. Эрозия базисных боевых качеств была наглядно продемонстрирована в ходе боев за Донбасс. Программы Порошенко о создании армии численностью в 250 тысяч человек, грубо говоря, неадекватны. Во второй половине 1991 года Хорватия поставила под ружье 200 тысяч человек - из населения в 4 миллиона. То, что Украина не в состоянии собрать такую же армию при том, что ее население в 10 раз говорит красноречивее любых слов о том, что здесь неправильно.

Но и качество имеет значение: Украине реально надо больше войск для того, чтобы предотвратить дальнейшую российскую агрессию. Но ей также нужны войска лучшего качества. Некоторые добровольческие батальоны продемонстрировали впечатляющую храбрость в битве с русскими - куда больше, чем подразделения регулярной армии. Если ими серьезно заняться, они смогут стать ядром новой украинской армии. Об этом снова свидетельствует хорватская модель. Начав в 1991 практически с нуля, имея в своем распоряжении лишь разоруженные структуры территориальной обороны югославской армии, Загреб создал эффективную трехуровневую армию. На вершине стояли семь механизированных гвардейских бригад с лучшим вооружением, которое было в распоряжении хорватов. Именно они были на острие наступления в ходе операции STORM - крупнейшей военной операции в Европе после 1945 года. На другом конце были полки самообороны - иррегулярные формирования, предназначенные для прочесывания и зачистки, а не для использования в интенсивном бою. Большую часть армии составляли пехотные бригады - смесь рекрутов и резервистов, предназначенные для ограниченных наступательных и оборонительных операций. Вместе, эта трехуровневая система восстановила хорватский суверенитет и независимость, максимально использовав тот ограниченный арсенал, который был в распоряжении Загреба. Единственное, что может остановить Украину от повторения того же самого - отсутствие воли и воображения.

Подводя итог. Если Украина намерена победить в войне, она должна мудро оценивать будущее. За прошедший год Украина несла поражение за поражением, иногда совершенно напрасно. Владимир Путин сделал свой выбор - начать войну против огромного соседа, второй по величине страны в Европе. Теперь это конфликт, в котором невозможно победить без массивного вторжения и мобилизации, и это будет политически и экономически токсично для русских. Поэтому инициатива перешла к Киеву - если у него есть сила и честь использовать ее. Это потребует стратегического мышления, разгром шпионской сети Москвы и создание военной машины, готовой к вызовам текущей войны. Все это может быть сделано, но каждый день, прошедший напрасно - еще одна индикация того, что Порошенко не хочет победить.

Previous post Next post
Up