PostSkriptum.me Мы не знаем, пыталась ли Сирия серьезно сдержать израильские атаки. С начала 80-х годов Сирия не могла эффективно использовать свои средства противовоздушной обороны против израильтян. Существует вероятность того, что Сирия предпочла переждать ограниченные атаки израильтян, но не раскрыть дислокацию своих электронных подразделений, что помогло бы израильтянам улучшить их знания о сирийской обороне в ходе ограниченной атаки.
3-5 мая ВВС Израиля совершили воздушные налеты против целей на территории Сирии, специфически, против груза ракет, предположительно направлявшегося в Ливан. Это - третья по счету израильская атака без сообщений о каком-либо сирийском сопротивлении или израильских потерях. Эти атаки последовали после успешного израильского удара по ядерному реактору в Дейр аз-Зур 6 сентября 2007 года.
Израильский успех демонстрирует, что чисто военные риски установления бесполетной зоны теперь более ограничены, чем на момент начала войны в Сирии. В то же время, это не значит, что Сирия не может оказать сопротивления, и США могут довольствоваться несколькими атаками или угрозами атак, которые разрушат сирийскую систему ПВО.
Практическая проблема заключается в том, что мы не знаем, сколько оружия вне зоны поражения сирийских ПВО было применено, насколько глубоко израильские самолеты вторглись в сирийское воздушное пространство, насколько готовы к отражению реальной атаки сирийские ПВО.
Мы не знаем, пыталась ли Сирия серьезно сдержать израильские атаки. С начала 80-х годов Сирия не могла эффективно использовать свои средства противовоздушной обороны против израильтян. Существует вероятность того, что Сирия предпочла переждать ограниченные атаки израильтян, но не раскрыть дислокацию своих электронных подразделений, что помогло бы израильтянам улучшить их знания о сирийской обороне в ходе ограниченной атаки.
Мы знаем, что большая часть сирийских наземных ПВО активна и покрывает большую часть сирийской территории системой многоуровневой обороны. Но у сирийцев также много устарелых ракет земля-воздух (SAM), которые лишь частично модернизированы и уязвимы к заглушению и другим средствам электронной войны, а также противорадиолокационным ракетам.
Нет заслуживающих доверия сведений, которые помогли бы оценить, что осталось в распоряжении сирийцев. До интенсификации гражданской войны, по данным IISS и Jane's в Сирии было 25 бригад воздушной обороны и 150 батарей ракет земля-воздух. Сюда включена смесь устаревших систем ПВО, работающих на малых высотах, которые были разработаны в 70-е годы или ранее. Сирийцы используют ЗРК С-125 Печора, мобильные комплексы 2к12 Куб, устаревшие комплексы ПВО средней и большой высоты ЗРК С-75 Двина, и 2 полка ПВО, по два батальона в каждом, оснащенные комплексами С-200 Ангара.
Мы также знаем, что Сирия ищет пути получения более современных российских систем - С-300 и С-400. Эти попытки продолжаются более двух десятилетий, и их неудача, скорее всего, объясняется сирийскими финансовыми проблемами и российской чувствительностью к взглядам израильтян. Ясно, что Сирия была вынуждена передислоцировать часть из этих подразделений с тем, чтобы они не попали в руки к мятежникам. Следует отметить также излишнюю концентрацию ПВО вокруг крупных городов и у израильской границы перед самым началом войны. Это оставило уязвимые коридоры на севере и на западе, в то время как самолеты ВВС Израиля могут бомбить и с ливанской территории.
В распоряжении сирийцев есть также более современные ракеты короткого радиуса действия и переносные ракетные комплексы: 14 комплексов 9K33 Оса, 20 9K31 Стрела-1, 20 9K37Бук, 30 9K35 Стрела-10, 96 Панцирь С1, и системы 9K317 Бук М2. У сирийцев есть переносные системы 9K32 Стрела-2, 9K38 Игла, 9K36 Стрела-3 и Игла СС.
Самые новые из этих систем могут быть эффективны, в случае, если их месторасположение неизвестно противнику. Но ВВС Израиля используют оружие вне зоны поражения противника, что позволяет им действовать вне радиуса этих систем. Кроме того, режим Асада, возможно, боится распределять эти ракеты по частям, опасаясь, что они попадут в руки мятежникам.
Перед началом войны в ВВС Сирии было 365-385 боевых самолетов. Неясно, сколько из них до сих пор пригодны к эксплуатации. По приблизительной оценке, 50% самолетов крайне уязвимы в случае активной воздушной атаки. ВВС характеризуются низким качеством обучения пилотов и низкой уровнем ежедневных вылетов. У Сирии нет современных истребителей, и ее оперативные возможности деградировали в ходе войны. В ВВС Сирии - 85 устаревших истребителей, уязвимых для средств электронной войны, истребителей, ракет воздух-воздух и боевых комплексов AWACs, которые находятся в распоряжении и Израиля, и США. В это число входят: 50 истребителей МиГ-23 и 25 МиГ-29. У сирийцев, по данным IISS, есть 32 МиГ-25, которые не были в рабочем состоянии еще до начала гражданской войны.
Остальная часть ВВС Сирии ориентирована на атаку - несмотря на то, что у сирийских самолетов не очень большой шанс выжить и пробиться через систему противовоздушной обороны Израиля. По данным IISS, у Сирии есть 105 МиГ-21, 15 МиГ-21У, 50 МиГ-23БН, 50 Су-22, 20 Су-24 с ограниченными компьютерными возможностями и авианиокой. Существует подозрение того, что сирийское руководство просто запретило использование авиации после тяжелых потерь в войне с израильтянами в 1982, и бережет ВВС на случай тотальной войны.
Это делает Сирию более уязвимой в случае американской акции по установлению бесполетной зоны. Несмотря на это, у Сирии - гораздо более мощные и боеспособные ПВО, чем у Ливии. США потребуется совершить массивную воздушную атаку и применить крылатые ракеты для подавления сирийских ПВО. Двух ударных авианосных группировок для этого может оказаться недостаточно, и американцы будут вынуждены просить о предоставлении баз у Иордании, Турции и Катара.
Сирийские ПВО также вполне могут выжить в результате первого удара, и после этого постоянно нервировать американцев постоянными приготовлениями, фиксацией на них радаров, и т.п. Подобная тактика будет очень напрягать американские силы, на которые будет возложена задача поддержания бесполетной зоны. Сирия также хорошо выучила уроки американских действий в Ираке и Югославии. Говоря коротко, у Сирии нет сильной защиты, по американским стандартам, но ее ПВО достаточно мощны. Американцам могут быть нанесены некоторые потери, и, в случае, если Сирия предпочтет не отвечать, им придется держать в регионе значительные силы.
Существует также более широкий вопрос о том, каковы будут рамки подобной бесполетной зоны. Если в нее будут включены зоны защиты гражданских лиц, США придется действовать также и против сухопутных сил Асада. Если это будет действительно бесполетная зона, также следует принять в расчет вертолеты. По оценкам IISS, в распоряжении Сирии до начала войны были 33 боевых вертолета Ми-25, Ми-17, 30 вертолетов SA342L Gazelle и 40 транспортных вертолетов Ми-8. По нашим оценкам, 60% этих вертолетов пригодны к эксплуатации.
Более того, в понятие бесполетной зоны могут быть включены ракеты, и их в распоряжении Сирии более, чем достаточно. Поэтому, несмотря на то, что события минувших выходных демонстрируют эффективность воздушной мощи в качестве реакции на гражданскую войну, задача расширения воздушной кампании в нечто более масштабное не будет легкой.
Anthony H.Cordesman Syria's Uncertain Air Defense Capabilities. Center for Strategic and International Studies. May 6, 2013