Героическая эпопея

Apr 13, 2015 13:15




Сегодня исполняется 81 год со дня завершения беспрецедентной спасательной операции по вывозу со льда пассажиров и команды раздавленного северными льдами парохода «Челюскин».

Ледокольный пароход «Челюскин» был был построен 11 марта 1933 года, поначалу он назывался «Лена», но уже в июне того же года получил новое название - «Челюскин» (в честь выдающего русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Челюскина). Командовал пароходом полярный капитан Владимир Иванович Воронин, до того командовавший орденоносным пароходом «Александр Сибиряков», первым проделавшим сквозное плавание по Северному морскому пути через Берингов пролив за одну навигацию.

Целью плавания «Челюскина» была отработка схемы доставки грузов по трассе Северного морского пути. Возглавлял эту экспедицию знаменитый советский учёный Отто Юльевич Шмидт. 16 июня 1933 года пароход вышел из Ленинграда и, пройдя большой путь, зашёл в Копенгаген для ремонта выявленных дефектов, после чего отправился в Мурманск.

2 августа 1933 года в Мурманске на борт «Челюскина» сели 112 пассажиров, в основном учёные и члены их семей. «Челюскину» удалось прорваться через льды пролива Маточкин Шар и дойти до Берингова пролива, что само по себе уже было уникальным достижением. До чистой воды оставалось уже недалеко. Но удача изменила кораблю и его экипажу - 13 февраля 1934 года «Челюскин» был оттеснён льдами на северо-запад и в конечном итоге раздавлен.

Предвидя такой исход, командование экспедиции заранее предприняло меры к эвакуации, и оная была проведена весьма быстро. Погиб лишь один человек - завхоз экспедиции Могилевич, задавленный палубным грузом. Таким образом, после того, как через два часа после катастрофы корабль затонул, на его борту уже не было ни одного пассажира или члена экипажа.

Катастрофа «Челюскина» облетела всё СМИ мира, и многие из них высказывали мнение, что СССР не удастся провести спасательную операцию. Два дня спустя после катастрофы в Москве была создана Специальная комиссия по спасению челюскинцев во главе с председателем Комитета советского контроля Валерианом Куйбышевым. Для спасения людей со льдин было принято решение задействовать авиацию.

Первым лётчиком, пытавшимся долететь до лагеря, разбитого Шмидтом и его экспедицией на льду, был Сигизмунд Леваневский, но по пути он разбил свой самолёт. Долететь удалось следующему лётчику, Анатолию Ляпидевскому, которому удалось забрать 10 женщин и детей. Это произошло 5 марта 1934 года. Следом за ним остальные лётчики - Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Михаил Бабушкин - вывезли остальных пассажиров и членов экипажа «Челюскина». Последние из них, проведшие около двух месяцев в условиях полярной зимы на льдинах, были спасены как раз 13 апреля 1934 года.



Сейчас сложно представить, как встречали в Москве спасителей челюскинцев, ставших в одночасье не только народными героями, но и первыми удостоенными только что учреждённой высшей степени отличия СССР - звания Героя Советского Союза. Известной каждому медали «Золотая Звезда» тогда ещё не было, и Леваневский, Ляпидевский, Каманин, Водопьянов, Слепнёв и Доронин получили грамоты о присвоении этого звания и ордена Ленина. Только Бабушкину, прилетевшему по собственной инициативе, Героя тогда не дали - впрочем, это звание он заслужит три года спустя. Когда пять лет спустя была учреждена медаль «Золотая Звезда», первые её номера получили именно спасители челюскинцев, лишь погибший к тому времени Леваневский не дожил до этого момента. Остальные участники экспедиции тоже получили различные награды СССР.



Уже давно ушли из жизни и все спасители экспедиции, и все её участники, за исключением родившейся прямо на корабле Карины Васильевой. Но они живы в нашей памяти, в кинохронике, книгах, фильмах, в названиях улиц, площадей, железнодорожных станций... В то, что челюскинцев удастся спасти, кажется, не верил никто в мире, но когда это было успешно завершено, причём без жертв, восторженные отклики приходили в том числе и с Запада, и из Америки. И спасение челюскинцев без преувеличения вписано золотыми буквами в нашу историю.

Шмидт, История, Челюскин, Помнить, Герои, Подвиг

Previous post Next post
Up