Оригинал взят у
enton67 в
Улица ДзержинскогоА что принято понимать под улицей? Для нас улица - это обычно два ряда зданий с пространством между ними для передвижения и проезда. Пройдемся по одной из центральных улиц? нашего города: по Дзержинского от площади победы до стадиона. Два ряда зданий есть, пространство между ними вроде бы тоже есть, только вот не улица это, а автостоянка:
А вот перед зданием ФСБ остановка запрещена совсем.
За соблюдением правил в этом месте бдительно следит ДПС.
Идем дальше, и опять автостоянка.
Спрошу вас, разве так должна выглядеть улица? Вам приятно гулять по вот таким вот лесным тропинкам среди автомашин?
Вы скажете, что иначе быть не может? Может. Вот одна из улиц исторического центра Эдинбурга.
Все те же два ряда домов и дорога. Вот только это настоящая улица, а не автостоянка.
Но вернемся к улице Дзержинского. Не смотря на то, что сейчас там 4-5 полос - для проезда автомобилей используется только две (в редких местах три). Имеем полосу дорогой (во всех смыслах) городской земли, расходуемую на 40% под парковку и ещё на 60% под полосу для медленного движения автомобилей.
Пропускная способность улицы маленькая и каждый день мы наблюдаем пробку от площади Победы до самого стадиона, а вечером в обратную сторону. Прогулка в парке вдоль такой "улицы" превращается в мучения из-за несмолкаемого гула автомобилей и аромата выхлопных газов.
Так что же делать? Как превратить это «автомир» обратно в городскую улицу? Может быть расширить ее?
Городские власти под предлогом увеличения пропускной способности уже отрезали край тротуара на участке ул. Октябрьской Революции до стадиона со стороны зелёной зоны и освободившуюся землю отдали под парковку. И каков же результат? А результата нет: пробка никуда не делась, автомобилей меньше не стало. Просто пешеходов заставили подвинуться.
Казалось бы, проблема неразрешима, вот только опыт многих городов по всему миру говорит об обратном. Согласно правилу удобной городской среды самый высокий приоритет в городе имеет пешеход, следом велосипед, затем общественный транспорт, за ним движущиеся автомобили, и на последнем месте - автомобили припаркованные.
В нашем случае получилось всё с точностью да наоборот: общественного транспорта уже давно нет (все мы понимаем, что маршрутки - не столько транспорт, сколько бизнес. И даже если в результате какого-то катаклизма они перестанут нарушать правила, то будут двигаться ничуть не быстрее всего остального потока, а из-за постоянных остановок ещё медленнее), пешеходов подвинули, оттеснив их припаркованными автомобилями и нарушив их приоритет.
Улица Дзержинского - идеальный пример неправильной расстановки приоритетов. А на очереди улицы Большая Советская, Николаева, Кирова. На последней, кстати, в этом году запланирован ремонт с расширением проезжей части и созданием парковочных карманов. Больше места для автомобилей - меньше для пешеходов, газонов, деревьев. Легко понять, что, расширив улицу Кирова, мы не на много увеличим ее пропускную способность и одновременно сильно увеличим нагрузку на "двух китов": перекрестках Гагарина-Кирова и Кирова-Крупской, так как быстро проходящий автомобильный поток будет быстрее достигать этих перекрестков, давно исчерпавших свою пропускную способность.
(от сюда)Останется разве что городить многоуровневые развязки, строительство которых повлечёт за собой ещё худшие последствия. Это не говоря о том, что баснословная стоимость таких сооружений (от 1 млрд рублей) могла бы решить больше проблем, чем один перекрёсток.
Очевидно, что проделанные изменения не принесли улучшений, значит приоритеты расставлены неправильно и это нужно исправлять. Во-первых, необходимо или запретить парковку, или сделать ее платной по всей длине улицы Дзержинского, ведь стоящие машины занимают землю, сужая пространство и затрудняя движение (конечно парковки все-таки нужны и их нужно обеспечить на доступном расстоянии от улицы). Посмотрите как выглядит одна из улиц Боготы до и после запрета парковок вдоль дороги:
(Картинка из этой статьи)Однако запрет парковок - это только полумера. Необходимо дать альтернативу автомобилю: вернуть на улицу общественный транспорт, который бы ходил регулярно и связал пл. Желябова с пл. Победы и пл. Победы с ул. Багратиона. Встает вопрос: а какой это должен быть
транспорт? Автобусы и троллейбусы будут так же стоять в пробке. Остается только трамвай - единственный вид транспорта, который легко физически оградить от автотранспорта, сделав линию обособленной. Почему именно трамвай мы
уже писали: потому что в часы пик в Смоленске он остается самым быстрым видом транспорта.
Современный трамвай, это не громыхающий "гроб на колесах", а эффективный и бесшумный вид общественного транспорта. У нас в городе уже есть "тихие вагоны", и по улицам Фрунзе и Крупской уже проложены рельсы по "бесшумной технологии". Такое сочетание делает проезд трамвая не громче движения автобуса.
Вот один из вариантов прокладки трамвайной линии вдоль улицы Дзержинского (позже мы опубликуем подробную статью и с другими вариантами):
На участке от площади Победы до перекрестка с улицей Октябрьской революции (350 метров) линия прокладывается совместно с автодорогой, а дальше линия идет раздельно - справа от автодороги. Так мы максимально эффективно используем расширение улицы Дзержинского, которое тут имеется.
После некоторых размышлений мы увидим преимущества от прокладки полностью обособленной линии трамвая от Рославльского кольца до ул. Багратиона:
- Обособленная линия - линия, которая пересекается с автотранспортом только на перекрестках, а это значит, что она обеспечит надёжную и бесперебойную работу транспорта независимо от пробок, погодных условий и аварий.
- У нас появится альтернативный способ связи окраин и центра города. Путь через ул. Дзержинского на площадь Желябова станет на 20-25 минут короче. Таким образом, на трамвае жители Киселёвки снова смогут быстро добираться до вокзалов (авто, пригородный, центральный), Колхозной площади, а жители Покровки и Ситников - до центра. Следовательно, некоторые маршруты привлеченных перевозчиков станут ненужными, что существенно снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и даст автомобилистам возможность пользоваться этим.
- Не менее важным для нашего здоровья является улучшение экологической обстановки вблизи парка и снижение уровня шума. Согласитесь, гораздо приятнее гулять по парку и видеть пару трамваев раз в 3-4 минуты, чем забитую машинами улицу.
- Для трамвая это запасной путь на случай перебоев в движении на улицах Гагарина, Николаева и Багратиона и наоборот. Это обеспечение надёжности работы всей системы, а так же даст возможность разгрузить другое проблемное место - улицу Николаева, о пробках на которой уже впору слагать легенды.
- Но мы подумали не только о жителях нашего города, но и о тех, кто должен подавать им пример. Ведь в таком случае главы администраций смогут добираться на работу на общественном транспорте. Надо же предоставить им такую возможность!
Теперь перейдём к цифрам: стоимость строительства данной линии (протяженностью 1 км) по "бесшумной" технологии составляет порядка 100 млн. руб. Цена рассчитана исходя из стоимости прокладки таких же бесшовных рельсов по улице
Фрунзе и Крупской, учитывая инфляцию.
При этом линия решит гораздо больше городских транспортных проблем, чем ремонт улицы Кирова с расширением, на который тратится в 3 раза больше денег -
330 млн. руб.
Разве это не станет достойным подарком к юбилею города, к которому мы так готовимся?
Не забудьте прочитать нашу первую статью:
как трамвай спасет Смоленск от пробок.
Мы проводим голосование за возвращение трамвая на улицу Дзержинского. Для того чтобы проголосовать нужно сделать перепост этих статье в
ЖЖ или
Вконтакте или на
Facebook. Мы будем считать количество перепостов. Сейчас набралось порядка 80 проголосовавших.
Ну а если вам особо понравился наш проект, расскажите о нем друзьям - пусть они тоже проголосуют "перепостом".
Мы также проводим регулярные встречи добровольцев по продвижению данного проекта. Если у вас есть силы и желание помочь нам - присоединяйтесь.
P.S. Также замечательно было бы обособить пути (проложить их сбоку дороги) и дальше вниз по улице Дзержинского, при следующем удобном ремонте, который давно уже назрел. Примерно так:
Это позволит и автомобилистам больше места дать на дороге и трамваям не стоять в пробке. Но об этом в следующих статьях.