На мои вопросы любезно ответила Сара Саудкова (Sara Saudkova), известный чешский фотограф.
- Вы работаете в уникальном жанре тонкой и неоднозначной постановочной фотографии, каждый снимок - самостоятельное произведение искусства. Можно ли охарактеризовать аудиторию, для которой вы снимаете?
- Я рада сказать, что посетители моих выставок - люди всех возрастов и любого образования. Им не нужны никакие объяснения при просмотре моих изображений, потому что они понятны любому поколению и находятся вне границ. Мои фотографии вне времени и не могут устареть.
Фотограф: Сара Саудкова
- Чтобы понять ваши фотографии, необходим определённый культурный уровень, знание истории фотографии, истории жанра, и, возможно, исторического контекста. Необходим и интеллектуальный труд. Ваши работы больше для «ветеранов»? Как молодое поколение зрителей относится к школе фотографии, которую вы представляете?
- Я не думаю, что мои зрители теряются, не зная предысторию происхождения моих работ. Есть некоторые вечные чувства, которые у всех нас есть - любовь, одиночество, желание, печаль, радость, беспокойство, воспоминания ... и они никогда не меняются. Конечно, некоторые люди более консервативны, близки друг к другу, некоторые - скорее вольнодумцы, и я не собираюсь учить их, что думать.
Я просто следую своей собственной философии, которая показывает, насколько прекрасна жизнь, несмотря на боль, утрату, разочарование, временные ограничения. Я не создаю фотографии, чтобы провоцировать людей, но некоторых людей они могут спровоцировать, и это нормально. Хорошо, если у людей разные мнения, большинство из них в восторге и считают мои образы радостными и пробуждающими, некоторые люди признают, что мои образы очень глубоко затрагивают их душу, потому что они могут вызвать воспоминания о чем-то, что было почти потеряно или забыто. Лишь немногие обижены своей обнажённой натурой. Я не хочу всех радовать, апеллировать к общему вкусу. Я делаю то, что мне нравится, и мне нравится то, что я делаю. Мои фотографии очень уникальны, потому что они абсолютно личные. Я показываю себя в них. Если молодое поколение чем-то очаровано, то тем, что я продолжаю работать со старой аналоговой камерой, использую черно-белые негативы и что они не могут увидеть мгновенный результат ... Я не могу исключить из своего творчества долгие часы, проведённые в темной комнате.
Фотограф: Сара Саудкова
- Можно сказать, что современная фотография все больше уходит в Интернет. Выставки и книги теряют былую популярность. Означает ли это какие-то модификации, изменения в визуальном оформлении вашего стиля? Вы делаете фотографии "только для интернета"? Чем фотографии для Интернета отличаются от выставочных и печатных изданий?
- Я упрямая, никогда не перестаю делать оригинальные фотографии в виде серебряно-желатиновых отпечатков. Я считаю, что видеть их на стене лицом к лицу, со всеми их недостатками, в реальном размере 30х40 или 50х60 см - незаменимое впечатление. Они обладают той же магией и силой, что и настоящие статуи, настоящее сияние, настоящий лес, настоящая живопись. Это - как есть настоящую еду или целовать кого-то, кого вы любите, и заниматься любовью с настоящим человеком.
Другие способы хороши, но предлагают только замену или только имитацию. Когда я публикую некоторые изображения в Instagram или в Интернете, я просто сканирую оригинальную фотографию и часто вынуждена подвергать ее цензуре, чтобы соответствовать глупым «правилам сообщества».
Фотограф: Сара Саудкова
- Понимают ли современные зрители (а не только профессиональные критики) значение и универсальность образов, могут ли они их исследовать?
- Люди все те же, они знают современные технологии, живут быстрее, впитывают все больше и больше информации, но их потребности и чувства такие же, как и тысячи лет назад. Я не следую новейшим тенденциям и модным «надо делать», мне на это наплевать. Может быть, я старомодна, но я не делаю краткосрочные движения. Красота и эмоции вечны. И, к счастью, не подчиняются современным тенденциям.
- Как изменилась структура бизнеса, связанная с продажей фотографий, как произведений искусства, в эпоху Instagram? Можем ли мы ожидать возрождения массового интереса к печатным фотографиям? Фотография остаётся серьёзным арт-объектом?
- Я полагаю, что люди все больше и больше ценят классическую фотографию ручной работы, созданную в темной комнате, чем напечатанную в студии печати. Каждая моя фотография ограничена 15 экземплярами, отпечатанными с негатива, что подтверждает её ценность. В мире сейчас миллионы фотографов, использующих цифровые камеры или телефоны. Но они производят обычные потребительские товары. Никто не может гарантировать, что цифровая печать прослужит в том же цвете и качестве более 15 или 20 лет. Классическая фотография благодаря специфическому химическому процессу во время развития переживает детей ваших внуков…
Фотограф: Сара Саудкова
- Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние чешской фотографии как культурного явления? По вашему мнению, оно продолжает оставаться оригинальным?
- Я понятия не имею, поскольку я не наблюдаю это. Я не принадлежу ни к одному чешскому фотографическому сообществу, я, скорее, одинокий волк. Конечно, я знаю о славе чешской фотографии прошлого века в мире - так много интересных имен в такой маленькой стране, что это почти невероятно. Может быть, есть новые художники, но, если честно, я не знаю никого из них.
- Вы часто работаете с молодыми моделями. Насколько они заинтересованы в позировании в подобном жанре?
- Я работаю с кем угодно, но молодые модели охотнее позируют, раздеваются, они более игривы. Я люблю работать с разными телами, с разными типами людей, потому что они более правдоподобны, зрители могут быть лучше отождествлены с ними и с историями, которые они играют на моих фотографиях. Вот почему я не сотрудничаю с профессиональными моделями. Они в некотором роде избалованы выполнением выученных позиций, всегда улыбаются и совершенны. Совершенство и безупречность скучны. Я люблю следы жизни, которые вы можете прочитать на телах простых людей, их тела могут рассказать вам замечательные истории их жизни.
Фотограф: Сара Саудкова
- Заинтересованы ли частные (коммерческие) клиенты в таких фотосессиях?
- Да. Они заинтересованы в том, чтобы иметь что-то очень индивидуальное, мощное и ценное. И в дополнение к этому, они поражены атмосферой фотосъемки, которую едва ли можно испытать в любом другом месте. Это неповторимо. И они могут быть уверены, что никто больше не увидит их фотографии, пока они не покажут их другим.
- У вас много замечательных работ, где вы одновременно и фотохудожник, и модель. Как бы вы сформулировали идею своего мессиджа?
- Жизнь коротка, быстра и прекрасна. Я хочу остановить время и сохранить все драгоценные моменты, которые уйдут, исчезнут или утонут ... наша любовь, детство наших детей, молодость, воспоминания. Когда я позирую для себя, это не имеет ничего общего с нарциссизмом. У меня просто нет никого под рукой, и мне нужны мои идеи для воплощения в жизнь. Наконец, я должна признать, что я удовлетворена окончательным изображением и не нужно переделывать его, и это не надо согласовывать с кем-то еще. Вот и все.
Фотограф: Сара Саудкова
- Может ли современная фотография быть по-настоящему искренней и раскрыть реальный внутренний мир человека с его демонами, страстями и инсайтами? Возможна ли искренность в современном искусстве в принципе?
- От художника и его компетенции зависит открытость и искренность, независимо от общественных ожиданий, моды, реализуемости. Если ему не хватает внутренней одержимости и упрямства, он вряд ли создаст что-то незабываемое, что выживет всего один сезон. Делать искусство за деньги - это «дорога в ад». Этот способ хорош, но только в исполнении AC//DC.
Изображения любезно предоставлены Сарой Саудковой.
Cоver-фото:
https://www.instagram.com/sara_saudkova/Сайт:
https://www.saudek.com/.
На английском:
http://photoekb.ru/?p=11625Источник:
http://photoekb.ru/?p=11605