Feb 26, 2011 11:31
Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М. 1988
.. Следует отметить, что распространение ислама осуществлялось не только насильственным путем. В Волжско-Камском бассейне, в Казахстане, на Северном Кавказе ислам распространялся без кровопролития, сравнительно мирными средствами. В этих районах правители и господствующая феодальная и родоплеменная верхушка сами были заинтересованы в принятии ислама ..
Мирными средствами ислам распространялся и среди казахов, киргизов, чеченцев, ингушей, части осетин, кабардинцев, балкар, карачаевцев, черкесов и других народов.
Арабские завоевательные войны до этих народов не докатились, поэтому здесь в проникновении и распространении ислама главную роль сыграли вначале внешние факторы (арабские и мусульманские миссионеры из соседних районов), а затем и внутренние ..
Господствующие классы сами были заинтересованы в насаждении ислама среди своих подчиненных. Именно этим - исламизацией сверху - объясняется, что народные массы - казахи, киргизы и т. д.- в большинстве своем были так сказать "мусульманами наполовину"
.. Для этих народов процесс исламизации осуществлялся во многом формально, ислам не стал для них господствующей силой их духовного мира. За соблюдением "священных предписаний" ислама и его обрядов, традиций и ритуалов осуществлялся очень слабый контроль. Новообращенные мусульмане из этих народов имели совершенно абстрактное представление об идейных и мировоззренческих основах ислама, его ортодоксальной системе. Среди них из элементов ислама распространение получили лишь культовые обряды и праздники.
Для народов Северного Кавказа, Казахстана и Киргизии характерна значительная сохранность доисламских политеистических культов, которые в свое время в значительной степени мешали мусульманизации этих народов. Оказало влияние на этот процесс и то, что на территориях, занимаемых казахами, киргизами, чеченцами, ингушами, карачаевцами, кабардинцами, балкарцами, не было миграции арабов ..
Даже в наши дни для первой группы народов (узбеков, таджиков, азербайджанцев, дагестанцев) характерна живучесть пережитков "чистого" ортодоксального ислама, а для второй - религиозный синкретизм .. (с.62-64).
ислам - религия мира?