Россия был инициатором мирого процесса еще во времена Александра Первого.
Feb 21, 2014 22:20
Первые годы существования "венской системы" стали временем относительного спокойствия в Европе. Однако российский император, несмотря на большое влияние на европейскую политику, не был удовлетворен позицией своих основных союзников, их отношением к России. Как отмечал в одном из своих донесений российский посланник в Вене Г.О.Штакельберг, "император вознес Россию так высоко, что она не может не возбуждать всеобщей зависти" Внешняя политика России XIX и начала XX века (далее - ВПР),* (* серия II, том I, М., 1974, с. 487..) Александр I стремился к тому, чтобы для сохранения "венской системы" было создано объединение монархов, которое путем коллективных соглашений, без применения оружия решало бы европейские дела.
Эта идея зародилась у императора еще задолго до победы над Наполеоном. Осенью 1804 года российское правительство попыталось предпринять попытки создать такой союз (коалицию) между Россией и Англией, который обеспечил бы не только победу над наполеоновской Францией, но и послевоенный мир, свободу и благоденствие народов под эгидой лиги государств, объединенных вокруг англо-русского союза.
С этой целью было решено направить в Лондон со специальной миссией товарища министра юстиции Н.Н.Новосильцева в качестве личного представителя Александра I. Он был снабжен специальной инструкцией императора от 11 сентября 1804 г., в которой Новосильцеву поручалось обеспечить заключение союза между Россией и Англией на таких основах, которые послужили бы “ действительно полезной и благодетельной цели” и не противоречили бы “справедливым стремлениям” российского императора. Эти основы должны были отвечать трем задачам: достижению полной победы над Наполеоном; обеспечению народам Европы, освобождаемым от французского владычества, форм правления, основанных на “священных правах человека” и ведущих к “установлению такого порядка, который являлся их необходимым следствием”; а также обеспечению прочного и длительного мира в Европе на последующие годы.
Путь к победе над Наполеоном инструкция определяла следующим образом: "Самое мощное оружие французов, которым они до сих пользовались, и которое все еще представляет в их руках угрозу для всех стран, заключается в убеждении, что они действуют во имя свободы и благоденствия народов. Было бы постыдно для человечества, если бы столь благородное дело считалось целью правительства, не достойного ни в каком отношении выступать ее поборником; для всех государств было бы опасно оставлять за французами и на будущее время важное преимущество обладания подобной репутацией. Для блага человечества, действительных интересов законных правительств и успеха предприятия, намечаемого обеими нашими державами, необходимо, чтобы это грозное оружие было вырвано из рук французов и обращено против них самих".
Далее в инструкции Александр I подчеркивал, что принципы, на которых он предлагал Англии заключить тесный союз, помимо того, что они могут стать действительным и единственным средством ограничить французское могущество, будут также "способствовать созданию прочных и долговечных основ будущего спокойствия Европы". "Ничто не помешает по установлении мира заняться выработкой договора, который стал бы основой международных отношений европейских держав", - писал император. "Конечно, здесь идет речь не об осуществлении мечты о вечном мире, но все же можно было бы во многом приблизиться к благам, которые ожидаются от такого мира, если бы в договоре, который будет заключен после всеобщей войны, удалось зафиксировать на основе ясных и точных принципов требования международного права. Почему нельзя было бы подчинить им положительное право государств, гарантировать права нейтральности и включить обязательство никогда не начинать войны, не исчерпав предварительно всех средств, предоставляемых третейским посредничеством, и не выяснив таким образом взаимных претензий и не попытавшись их уладить? Именно на таких принципах можно было бы осуществить новый кодекс международного права. Будучи одобрен большинством европейских держав, он мог бы стать непременным правилом политики всех кабинетов тем более, что те, кто вознамерился бы посягнуть на него, рисковали бы иметь дело с объединенными силами нового союза".* (* ВПР, серия 1, том II, М., 1961, с. 138-151.) [Spoiler (click to open)]
Н.Н.Новосильцев находился в Лондоне до 27 ноября 1805 г. В течение этого времени он обсудил с премьер-министром Англии У.Питтом основные вопросы создания будущей коалиции. Однако план Александра I не был принят английским кабинетом - расхождения России и Англии преодолеть не удалось, так как в Лондоне по-иному, чем в Петербурге понимали систему европейского равновесия.
Относительно предложения Александра I о заключении после окончания всеобщей войны договора, в котором будут зафиксированы нормы международного права, основанные на точных и ясных принципах, включающие обязательства ни в коем случае не начинать войны, Новосильцев сообщал из Лондона, что премьер-министр Питт во время беседы с ним 13 декабря 1804 г. отметил, что у него нет уверенности в отношении предлагаемого средства. Питт подчеркнул в этой связи, что "тот, кто почувствует себя обиженным и в то же время достаточно сильным, всегда будет мало расположен согласиться с решением третьей державы" ВПР, серия I, том. II, с. 246.. Английским премьером был составлен проект англо-русского союзного договора, который и был вручен 20 января 1805 г. от имени английского правительства русскому послу в Лондоне и английскому в Санкт-Петербурге в качестве основы для ведения дальнейших переговоров. 30 марта 1805 г. в Санкт-Петербурге была подписана англо-русская конвенция о мерах к установлению мира в Европе.* (* Там же, с. 255-377.)
Английское правительство согласилось на союз с весьма ограниченными по целям и времени задачам. Россия приняла обязательство выставить против Наполеона армию в 115 тыс. человек (позднее численность ее была увеличена до 180 тыс.); Англия - выплатить участникам коалиции субсидии в размере 1250 тыс. фунтов стерлингов за каждые 100 тыс. человек и, кроме того, участвовать не только в морских, но и сухопутных военных действиях. В секретных статьях конвенции речь шла о послевоенном переустройстве Европы - о возвращении Франции в старые границы, восстановлении независимости оккупированных ею государств, территориальных вознаграждениях для Пруссии и Австрии.
С присоединением к этой конвенции Австрии и заключением секретных соглашений со Швецией и Неаполитанским королевством осенью 1805 г. завершилось создание новой, третьей по счету, антифранцузской коалиции. Однако план российского императора о сотрудничестве Англии и России в послевоенной организации мира и безопасности или всеобщей лиге европейских государств потерпел неудачу и принес Александру I одно из горчайших разочарований. Он писал, в частности, послу в Вене А.К.Разумовскому в апреле 1805 года: "Англия, не видя никакого согласия между континентальными державами, будет вынуждена думать о сепаратном мире, и даже я, преисполненный сейчас готовности активно способствовать спасению Европы, тоже буду вынужден признать, что мои усилия бесполезны, поскольку державы, наиболее подвергшиеся оскорблениям и посягательствам со стороны Франции, не хотят энергично поддержать меня. Я буду оплакивать судьбу, ожидающую моих союзников, но я, хотя и с трудом, найду утешение в сознании того, что я сделал все от меня зависящее, чтобы поставить действительную преграду дальнейшим потрясениям, угрожающим Европе, причем добивался этого тем более бескорыстно, что в силу положения моих владений они еще долго будут находиться в безопасности от непосредственного нападения со стороны Франции"* (* ВПР, серия I, том II, с. 386..)
Спустя десять лет Александр I вновь вернулся к идеям "объединенной Европы" и "вечного мира". Они воплотились в его стремлении создать Священный Союз европейских держав, постоянно действующий орган, который регулировал бы с правовых и религиозно-нравственных позиций отношения между государствами.
Основные положения Акта о Священном союзе были написаны собственноручно Александром I. Подписание его Россией, Австрией и Пруссией состоялось в Париже 14 сентября 1815 г. Впоследствии к нему присоединились почти все государства Европы (кроме Великобритании, Турции и Ватикана).
Согласно статьям Акта о Священном союзе монархи объявлялись соединенными узами "действительного и неразрывного братства", они обязывались оказывать друг другу помощь, управлять своими подданными в духе того же братства и "почитать себя как бы членами единого народа христианского"* (* ВПР, серия I, том VIII, М., 1972 г., с. 518..)
Практическое воплощение идеи Священного союза нашли в Четверном союзе Англии, России, Австрии и Пруссии, подписанном в Париже одновременно с новым мирным договором с Францией 8 ноября 1815 г. Четыре державы взаимно обязывались "соблюдать в полной силе и нерушимости" этот договор и брали обязательство проводить консультации между собой и с французским королем Людовиком XVIII о мерах для обеспечения "безопасности их взаимных владений и общего спокойствия Европы" в случае возобновления революционных выступлений во Франции. Намечалось также проведение периодических совещаний с участием монархов для "рассуждений о пользах общих" и о действиях по сохранению мира в Европе * (*Там же, с. 612-614..)
Александр I при проведении своего курса внешней политики в Европе возлагал большие надежды на деятельность Четверного союза. Но уже первые годы его существования показали трудности в достижении совместных решений по ряду важных общеевропейских политических вопросов. В частности, об условиях возможного присоединения Франции к союзу, о ее границах, сроках выплаты ее долгов по репарациям и о сроках вывода из страны временно размещенных оккупационных войск. Лидировали в союзе Россия и
Великобритания. Именно с укреплением отношений между двумя странами российский император связывал перспективу строительства новой Европы без войн и революций, где восторжествовал бы дух просвещения, закона и справедливости.
21 марта 1816 г. он направил конфиденциальное письмо министру иностранных дел Великобритании лорду Р.Каслри. Александр I, желая укрепления сложившегося в Европе баланса сил, ставшего “предметом самой насущной заботы и повелительной потребностью европейских народов”, выступил с предложением об одновременном сокращении вооруженных сил всякого рода в качестве меры, которая “гарантировала бы прочность нового положения и побудила бы все народы, обретшие мир, почувствовать себя в полной безопасности".
Конкретизируя и мотивируя свои идеи, Александр I отмечал: “Если я до сих пор не предложил такого разоружения и не осуществил его в своих владениях, то лишь потому, что те же соображения общей пользы, которые, по-видимому, подсказывают эту меру, налагают на государей обязанность тщательно взвесить все обстоятельства и последствия такого шага, чтобы он стал поистине благодетельным.
Прослеживая подлинные истоки всех бедствий, обрушившихся на человечество, и изучая неизбежные их последствия, нельзя не заметить постоянного влияния, которое эти первопричины и эти события оказывают почти на все европейские народы”.
В письме подчеркивалось, что “прежде чем приступить к сокращению вооруженных сил, соответствующим державам важно обрести уверенность в том, что ни один из вопросов, еще остающихся нерешенными в Германии, ни одно из недавно восстановленных правительств не сможет послужить причиной или поводом к всеобщей войне, в которой все европейские нации оказались бы вынужденными принять участие, руководствуясь нравственными устоями или заботой о своем спокойствии. Во-вторых, надо, чтобы это разоружение осуществлялось в духе внушающей доверие искренности, которые сыграли решающую роль в спасении Европы и одни лишь могут обеспечить сегодня ее счастье”.
Далее император выразил уверенность, что Великобритания употребит “все ее влияние, чтобы содействовать этому благотворному делу, которое одно лишь может дополнить результаты, принесенные предшествующими соглашениями”, а союзники России и “братья по оружию” - австрийский император и прусский король, “побуждаемые самыми великодушными намерениями, не колеблясь, согласятся содействовать общему плану” и что “соединенными усилиями удастся в пропорциях, наилучшим образом отвечающих нынешней обстановке и взаимоотношениям государств, совместно осуществить сокращение вооруженных сил всех видов, сохранение которых в состоянии боевой готовности подрывает значение существующих договоров и дорого обходится всем народам”* (*ВПР, серия П, том 1, с.108-113..)
В сопроводительной записке послу в Лондоне Х.А.Ливену статс-секретарь К.В.Нессельроде подчеркивал, что письмо Александра I на имя Каслри является строго конфиденциальным и что император хотел бы знать мнение английского правительства по затронутым в нем вопросам, прежде чем вносить какие-либо предложения на обсуждение других держав. Ливену давалось указание позаботиться о том, "чтобы прочие дворы не узнали преждевременно о ведущейся переписке и ее предмете" * (*Там же, с.691..)
Инициатива Александра I не встретила поддержки со стороны английского правительства. В памятной записке за подписью принца-регента от 28 мая 1816 г., являвшейся ответом на письмо императора, этот вопрос был отодвинут на второй план. Суть довольно расплывчатых
рассуждений английского кабинета сводилась к следующему. Английское правительство одобряло в принципе идею сокращения вооруженных сил, считая, что оно "само по себе способно породить доверие, успокоить страсти и обеспечить подданным хотя бы некоторое облегчение их бремени". "Однако нельзя не видеть, - говорилось в записке, - что установление какого-то масштаба для численности вооруженных сил столь многих держав, находящихся в совершенно разных условиях в том, что касается их возможностей, границ, географического положения и способностей вновь вооружиться, представляет собой очень сложный вопрос для переговоров; что способы сохранить систему, если таковая будет создана, также связаны с некоторыми трудностями, поскольку все государства испытывают временами необходимость несколько увеличить свои силы. Следует учитывать далее, что в этом вопросе, как и ряде других, где играет роль соперничество, пытаясь добиться слишком многого, можно не устранить трудности, а, напротив, сделать их еще более явными". "Не лучше ли было бы, - отмечалось далее, - чтобы каждое государство само сократило свои вооруженные силы до такого уровня, какой оно сочтет допустимым с учетом местных условий?". В памятной записке отмечалось, что Англия, а также Австрия и Пруссия уже предприняли шаги в этом направлении и "было бы весьма полезно, если бы такая великая держава, как Россия сократила до некоторой степени свои вооруженные силы" * (*ВПР, серия П, том 1, с.689..)
Кроме того, через неделю после отправления английского ответа в Санкт-Петербург Каслри послал копии всей переписки с русским двором своему брату английскому послу в Вене Ч.Стюарту для сообщения австрийскому правительству. Министр иностранных дел Австрии К.Меттерних одобрил ответ Англии на русские предложения и заявил, что Австрия не намерена давать союзникам сведения о своих вооруженных силах и что дальнейшее обсуждение вопроса лучше продолжить на предстоящем совещании государей * (*ВПР, серия П, том 1, с 689..)
К этому же выводу пришел и Александр I. Получив английский ответ, министерство иностранных дел России составило памятную записку, которая была доведена до сведения союзных правительств и должна была служить инструкцией для российского посла в Лондоне. По поводу сокращения вооружений в записке говорилось, что император примет к сведению мнение английского кабинета, что он намерен произвести сокращение вооруженных сил России, и уведомит союзников о результатах принятых мер, когда они вернутся к обсуждению этого вопроса. Однако на состоявшемся осенью 1818 года Ахенском конгрессе вопрос о сокращении вооружений официально не обсуждался и вопрос был фактически закрыт.
Меры же правительства России по сокращению вооруженных сил, которые упоминал Александр I, состояли в расформировании 6-го резервного армейского корпуса и отмене на 2 года рекрутского набора * (* Там же, с.689-690..)
Таким образом, миротворческие настроения российского императора Александра I, его желания дать Европе "длительный покой и благоденствие", утвердить свою репутацию в качестве не только освободителя, но и реформатора Европы в большой степени остались не реализованными. Они были преждевременными для той поры. Однако даже современники отмечали нестандартность и масштабность внешнеполитической деятельности российского императора. В 1816 году его партнер и соперник Р.Каслри так оценивал участие Александра I в создании Акта Священного союза и новой системы международных отношений в Европе: "Была ли необходимость в таком
договоре или нет - это другой вопрос. Но если император Александр искренне руководствуется духом, которым проникнут этот документ, то Европу и весь мир можно лишь самым искренним образом поздравить с этим. Если император Александр пожелает упрочить свою славу на такой основе, то грядущие поколения по достоинству оценят это благородное решение. Столько сделав для человечества с помощью оружия, разве мог он лучше использовать свое влияние на государей Европы, чем обеспечив ей долгий и благодетельный мир?" ВПР, серия П, том 1, с.688..
"Венская система", в создании которой Александру I принадлежит ведущая роль, была, при всех ее недостатках, переломным этапом в процессе формирования институтов европейской дипломатии и международного права, первым опытом создания механизма коллективной безопасности. Этому опыту Европа во многом обязана российскому императору Александру I.
Справку составила: старший советник И.М.Морозова Историко-документальный департамент