Оригинал взят у
nap1000 в
Пара слов об обычаях древних берлинцев.
Реконструкция ворот крепости в Шпандау.
На территории современного Берлина в славянские времена существовало несколько городов. Наиболее значимой, по всей видимости, была крепость в Шпандау - современном западном районе Берлина. В крепости в своё время проводились довольно детальные раскопки и было найдено много чего интересного. Но одна находка явно выбивается из общего ряда. Лично я ничего подобного ещё нигде не встречал.
На верхнем рисунке приведена реконструкция ворот славянской крепости в Шпандау. Можно заметить, что над воротами подвешен череп. Такой обычай подвешивать череп над входом в дом или над воротами известен и из других городов балтийских славян, тут же интереснее не столько обычай, сколько сам череп. На первый взгляд может показаться, что это череп оленя. Но не всё так просто))
"Особого внимания заслуживает найденный в воде непосредственно перед воротами лошадиный череп, в один из слуховых проходов которого был вставлен отпиленный олений рог. Второй рог лежал под черепом. Можно исходить из того, что он изначально также был вставлен во второй слуховой проход и выпал при падении черепа с вершины ворот, где он, предположительно, был изначально укреплён"
(A. Müller, K.Müller-Muci - Die Ausgrabungen auf dem Burgwall in Berlin-Spandau, 1983)
Вообще тут два варианта - либо череп был подвешен и упал, либо строительная жертва. В других местах непосредственно рядом с крепостным валом и у ворот были найдены и ещё другие лошадиные черепа, без рогов, всего 9 штук. Все 9 принадлежали жеребцам. Но этот...
Очень интересна приведённая археологом параллель с конскими масками из кургана Пазырык
Конские маски из кургана Пазырык.
Он также упоминает некое изображение из средневековой Венгрии "в котором видят лошадей с оленьими и бычьими масками" и приводит письмо короля остготов Теодориха тюрингскому королю Херминафриду, которого Теодорих благодарит за присланных коней :
"Их груди и бёдра благообразно наделены округлым мясом. Рёбра простираются на значительную ширину, живот уплотнён на небольшом пространстве. Голова отображает вид оленя, с которым они имеют значительное сходство, когда набирают скорость".
И всё это, разумеется, интересно, но как-то далековато от гаволянской крепости и территориально и хронологически. Интересно, а неизвестно ли подобного у других славян, ну хотя бы в фольклоре? И что же этот странный образ должен обозначать...Кроме того, что кони и олени нередко соседствуют в славянских орнаментах, ничего в голову пока не приходит.