В 2013 году на повышение международной конкурентоспособности университетов выделено 9 млрд рублей.

Jul 09, 2013 13:21



9 июля 2013В 2013 году на повышение международной конкурентоспособности университетов выделено 9 млрд рублей

На заседании Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров 5 июля 2013 года

Д.Медведев:Я напомню, что мы поставили перед собой амбициозную задачу (некоторые считают её абсолютно нерешаемой, но мы считаем иначе, или бы мы здесь просто не встретились с вами) - чтобы к 2020 году не менее пяти университетов вошли в сотню лучших в мире. Я выскажу своё мнение, почему я считаю, что это возможно. Не потому что рейтинги - вещь всегда субъективная, но потому что всё-таки традиции, возможности наших университетов, традиции нашего образования, мировой опыт - всё это свидетельствует о том, что мы можем добиться таких результатов. Раньше рейтингов не вели, может быть, лет 50 назад, но тем не менее в общем все понимали, что российское образование было на приличном уровне.

Конкуренция на глобальном рынке образования - это нормальная штука. Идёт вообще конкуренция за будущее - за ресурсы, за идеи, за перспективы. И если борьба проигрывается на уровне университетов, то, конечно, после этого невозможно конкурировать и на экономическом поле. Поэтому так важно, чтобы российские вузы (причём специально хотел бы подчеркнуть: не только московские, не только столичные, но и вообще разные российские вузы) были лидерами в международных рейтингах.

Правительство выделяет довольно приличные средства на повышение международной конкурентоспособности университетов. Только в текущем году это 9 млрд рублей (или около 300 млн долларов). Каждый университет может сформировать программу для улучшения позиции в рейтингах, а по итогам конкурса ему может быть выдана соответствующая субсидия. Хотел бы сразу сказать, что это, конечно, деньги не на общее развитие университета, это целевые деньги. Цель, понятно, какая: достижение определённого результата. Вузы, которые получат эти деньги (те университеты, которые победят в этом конкурсе), должны понимать степень своей ответственности.

Я знаю, что заявки подали уже, по-моему, 54 вуза. Отобрано - 36. И сегодня они представляют на обсуждение cовета презентации своих программ. Они здесь будут представляться?

Д.Ливанов: Уже 8 вузов представили свои программы, до конца дня заслушаем 26 и 8 ещё завтра.

[Spoiler (click to open)]

Д.Медведев: В общем, тогда у вас большая работа. Надеюсь, эти презентации интересные. Во всяком случае, они тоже помогут нашим университетам научиться предъявлять себя, в жизни это очень важно.

Проект рассчитан на долгосрочный период, за это время университетам предстоит измениться по многим критериям.

Первое. Конечно, нужно активно привлекать молодых педагогов, учёных, преподавателей со всего мира. Развивать партнёрство как внутри страны, так и с иностранными вузами, повышать уровень того, что называется академической мобильностью. Понятно, что у человека, который проработал в разных университетах, совершенно другой кругозор. Он лучше интегрирован и в глобальную науку, что для нашей науки является, на мой взгляд, крайне важным, и знаком с передовыми технологиями и методиками, которые существуют в мире.

Второе, о чём хотел бы сказать. В университете должна развиваться наука сама по себе, формироваться определённая интеллектуальная среда. Там должны быть и условия для исследовательских проектов, внедрения перспективных разработок, включая создание малых инновационных компаний и ведение различного рода венчурных исследований.

Третье, о чём хотел бы сказать. Важнейший показатель конкурентоспособности вуза - высокий уровень квалификации выпускников, их востребованность на рынке труда. Для университетов такая связь с бизнесом крайне важна. Не скрою, когда я ещё занимался вопросами бизнеса в 1990-е годы и ко мне приходил потенциальный мой коллега, например, тот же самый юрист, в зависимости от того, как выглядел его диплом, у меня складывалось первичное впечатление. Если мне было понятно, какой университет окончил человек, - это была одна ситуация, если это был неизвестный для меня университет - это было другая ситуация, даже если этот специалист был очень хорошим. Так что бренд вуза значит очень многое во всём мире, в нашей стране тоже.

И, наконец, четвёртое. Одна из ключевых задач - повышение в наших университетах доли иностранных студентов. Для чего это необходимо? Я думаю, объяснять не нужно. Если приезжают учиться иностранные студенты, значит, у нас нормальные университеты, они востребованы, пользуются спросом, они уважаемы.

И, наконец, последнее. Обновляя образовательные программы, нужно создавать и более современную систему управления университетами, которая основана, конечно, прежде всего на общеуниверситетских принципах, привлекать к менеджменту современных и эффективных специалистов.

Вся стенограмма http://government.ru/news/2798


наука

Previous post Next post
Up