Персидская казачья дивизия. Пример русской политики в Закавказье.
Apr 05, 2013 19:28
В 1878 году, когда персидский шах Насер ад-Дин Шах Каджар направился в свою вторую поездку в Европу, на него произвели огромное впечатление своей формой, экипировкой и джигитовкой казаки, сопровождавшие его по российскому Закавказью. Шах обратился к кавказскому наместникуВеликому князюМихаилу Николаевичу с просьбой направить в Персию русских офицеров для создания и обучения персидской казачей кавалерии. Российские власти эту просьбу удовлетворили, рассматривая это как возможность усилить российское влияние в Персии.
[Spoiler (click to open)] В ноябре 1878 года в Персию был командирован участник только что закончившейся Русско-турецкой войны, штаб-офицер для особых поручений при штабе Кавказского военного округаподполковникА. И. Домонтович, который совершил осмотр местных войск и составил предложения по усовершенствованию вооружённых сил Персии. 7 февраля1879 года Домонтович подписал контракт с персидским правительством об условиях приглашения на постоянной основе русской военной миссии и об организации Персидской казачьей бригады. Сам Домонтович был назначен начальником миссии и командиром этой бригады. В июле 1879 года был создан первый казачий полк. В полк набирались так называемые мухаджиры - потомки мусульманских родов, переселившихся с Кавказа во время русско-персидских войн. Насер ад-Дин Шах Каджар, удовлетворённый выучкой и внешним видом полка, приказал увеличить его численность вдвое, до 600 человек, то есть фактически сформировать ещё один такой же полк, укомплектованный добровольцами. Так была заложена основа будущей казачьей бригады. Более половины казаков были горцами (в основном курдами-кочевниками), остальные - из других персидских провинций. Среди казаков были также афганцы и туркмены.
В 1883 году новый командир бригады полковник П. Чарковский сформировал из годных к строевой службе мохаджеров третий казачий полк, а из лиц старшего возраста - эскадрон ветеранов «Кадама». В составе бригады появилась конная артиллерийская батарея, гвардейский эскадрон и отряд музыкантов. Общая численность бригады, включая жён и детей казаков, также зачисленных в её штат, составила около 900 человек.
Бригада, расквартированная в центральной части Тегерана, номинально подчинялась персидскому военному министру, непосредственное руководство осуществлял русский посланник в Тегеране на основании инструкций Военного министерства России. Командиром бригады был полковник русского Генерального штаба, официальная должность которого именовалась «заведующий обучением персидской кавалерии». Русские офицеры и урядники считались его помощниками - наибами. Во главе каждого полка (фоджа) стоял персидский генерал (сертип), который, однако, обычно находился в подчинении у русского офицера-инструктора, который и был фактическим командиром полка. В каждом полку в подчинении русского офицера было по одному уряднику, помогавшему офицеру в обучении подчинённых. Полк делился на четыре эскадрона (сотни) под командованием персидских штаб-офицеров. Эскадрон делился на четыре взвода (дасте).
С середины 1880-х гг., однако, российское правительство перестало уделять бригаде должное внимание. Финансовое положение ухудшилось, появились долги, в том числе и перед русскими офицерами. Штаты бригады были фактически сокращены до 200-300 человек (остальные были отправлены в отпуска). К середине 1890-х бригада пришла в упадок, чему способствовали некомпетентность командиров, интриги в российском дипломатическом корпусе в Тегеране и антироссийской партии при дворе. Насер ад-Дин Шах Каджар потерял к бригаде всякий интерес, а военный министр Наиб-ос-Салтане под влиянием англичан предлагал её упразднить, сформировав вместо неё шахский казачий конвой. Шах не принял это предложение лишь потому, что опасался вызвать недовольство России. Тем не менее дипломатический представитель Германии уже вёл переговоры о замене русских инструкторов немецкими.
Спас бригаду от расформирования новый командир - Генерального штаба полковник (позже - генерал-майор) В. А. Косоговский, назначенный в 1894 году. Именно ему принадлежит заслуга того, что бригада была сохранена под русским влиянием, ему также принадлежит идея сформировать на основе казачьей бригады новую персидскую армию, которая была реализована уже его последователями в начале XX века. Полковник Косоговский владел персидским языком и диалектами, ещё до своего назначения познакомился с Персией не только по описаниям, но и непосредственно, во время инспекционных поездок по стране.
В обстановке, когда решалась судьба бригады, полковник Косоговский, проявивший себя энергичным и деятельным командиром, срочно отозвал казаков из отпусков, приступил к пополнению личного состава, и уже через три месяца, в сентябре 1894 года, под его командованием было 500 обученных и экипированных казаков. В самом начале своей деятельности полковник Косоговский вызвал недовольство части мохаджеров, отменив их привилегии. 5 мая 1895 года они взбунтовались и покинули бригаду, забрав наследственные пенсии. Военный министр Наиб-ос-Салтане, воспользовавшись этим, 9 мая сформировал из дезертиров так называемую «Персидскую бригаду» и начал переговоры о приглашении английских военных инструкторов сразу же, как закончится срок контракта с российским правительством. Лишь обращение русского посольства позволило урегулировать ситуацию, и 24 мая по указу шаха «Персидская бригада» была распущена. В тот же день шах подписал подготовленное Косоговским «Положение», согласно которому персидское правительство брало на себя обязательство приглашать в бригаду только русских военных инструкторов. «Положением» также были увеличены права командира бригады, что способствовало превращению бригады в действенное орудие российского правительства, вопреки желаниям англичан. Вмешательство во внутренние дела бригады было запрещено.
При Косоговском Персидская казачья бригада представляла собой самую организованную боевую единицу за всю историю существования персидской регулярной армии. Сам Косоговский приобрёл необычайное влияние при шахском дворе, что позволяло ему участвовать во внутриполитической жизни государства. 1 марта 1899 года шах отдал распоряжение увеличить численность бригады на тысячу человек. Это распоряжение было исполнено уже к 31 августа 1899 года.
<…>
Бригада сыграла значительную роль в иранской Конституционной революции. Одним из наиболее примечательных событий в истории Персидской казачьей бригады был артиллерийский обстрел иранского меджлиса24 июня1908. Летом 1916 года бригада была переформирована в дивизию.
В конце 1917 г. в персидском порту Энзели с целью «советизации» российского корпуса в Персии высадился десант матросов-большевиков под командованием Ф.Раскольникова. Однако этот отряд был окружён подразделениями Персидской казачьей дивизии и был вынужден вернуться в Россию. Российские войска были выведены из Персии в конце 1917 - начале 1918 г.
С 1918 года дивизия содержалась английской миссией. В связи с опасениями нового вторжения советских войск в Персию части Персидской казачьей дивизии вплоть до начала 1920 г. патрулировали побережье Каспийского моря. Под давлением англичан все русские офицеры были уволены, а командование Персидской казачьей дивизией было передано иранским военным, самым известным из которых был генерал Реза-хан, будущий шах Ирана, который начал свою военную карьеру как рядовой Персидской казачьей бригады и дослужился до генерала. В начале 1920 г. Персидская казачья дивизия была расформирована. К этому времени в ней насчитывалось до 120 русских военных инструкторов.