Оригинал взят у
miroslav1983 в
Мировоззрение хантов...Полное отсутствие движения и дыхания свидетельствует о том, что человек умер. Но это совсем не значит, что человек из бытия ушел в полное небытие. Он переходит в другое бытие, в инобытие. Потому-то пожилой хант на вопрос, есть ли у него родители, может ответить: «Есть, но они мертвые». Ханты говорят об умершем: Том Торма питыс «К другому Торуму ушел».
Умершие, потерявшие способность двигаться вновь обретают эту способность в другом - нижнем мире. Там происходит все наоборот, это зеркальное отражение мира земного. Что здесь мертвое - там живое, здесь поврежденное - там невредимое, здесь день - там ночь. Даже время там течет в обратном направлении. И, конечно, умершего надо снабдить всем необходимым, чтобы он мог приспособиться в новым условиям. Но нож, посуду, трубку, чтобы ими можно было пользоваться в том мире, нужно слегка испортить.
Даже в настоящее время для пожилого ханта переход в потусторонний мир не является большой трагедией: ведь он уходит от одних родственников к другим. Тем более, что рано или поздно он вернется назад, благодаря обратному течению времени. По мнению ханты появление новорожденного - это доказательство того, что похороненный когда-то глубокий старик «дожил» там до момента своего рождения и теперь начинает новую жизнь.
Таким образом, ханты считали, что жизнь идет во всех трех мирах - верхнем, среднем и нижнем. В верхнем мире все белое, там растет только березовый лес, а духи и бог Торум вечно живут, и никогда не умирают. Но они могут умереть, попав на землю, в средний мир. Там происходит не только добро. В среднем мире есть и белое и черное, поочередно сменяются и жизнь и смерть; и среди людей, и среди зверей есть и добро и зло.
Здесь вечный круговорот и великая Обь где-то далеко на севере уходит вниз, течет в обратном направлении и появляется у своих истоков маленьким ручейком, потому что отдала притокам воду, как старый человек отдал силу своим детям. А в нижнем мире живут только мертвые, там только черное, оттуда зло, там Кынь-лунг, вечный противник небесного Торума.
Впрочем, модель так называемого вертикального членения вселенной у коренных народов Сибири не является единственной и изначальной. Большинство исследователей полагает, что воззрения об этажном характере мироздания - это результат влияния южных, индоиранских культур.
Исконно сибирскими были представления о горизонтальном членении вселенной; верх связывался с верховьями рек и, как правило, с югом, а низ - с севером. Страна мертвых, по таким воззрениям, находилась где-то в устье Оби. В разных, но во многом схожих вариантах рисует нижний мир и фольклор хантов. Ученые полагают, что в мировоззрении хантов уживались разные толкования низа и верха. Однако причины этого явления не выяснены.
Впрочем, несовместимость воззрений в общей концепции мироздания характерна не только в понимании строения вселенной. Например, согласно одним представлениям, все в мире основано на абсолютном равенстве: человек уравнен со всеми естественными и сверхъестественными существами; согласно другим - все держится на строжайшей иерархии, и общинные принципы не могут быть оправданы. Это может свидетельствовать об устойчивости разных традиций: местной сибирской и привнесенной из индоиранского мира.