Новости из Русского Министерства Иностранных Дел.

Feb 17, 2012 09:34

Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции с Вице-канцлером, Федеральным Министром по европейским и международным делам Австрии М.Шпиндельэггером, Вена, 15 февраля 2012 года

324-16-02-2012
Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хотел бы поблагодарить моего коллегу и друга М.Шпиндельэггера за возможность в очередной раз посетить Австрию и за оказанное гостеприимство.

Наше пребывание здесь связано с предстоящей завтра Третьей министерской конференцией Парижского пакта по пресечению распространения наркотиков афганского происхождения. Организация этого важного форума подтверждает высокий авторитет Вены как международной переговорной площадки. Это и хорошая возможность провести двусторонние встречи.


Сегодня мы обменялись мнениями о том, как выглядят и выстраиваются российско-австрийские отношения. Наш общий вывод - отношения развиваются поступательно, в русле договоренностей, которые были достигнуты во время визита в мае прошлого года Федерального Президента Австрии Х.Фишера в Российскую Федерацию. Между нашими странами нет серьезных проблем и разногласий, что способствует расширению разнопланового, взаимовыгодного сотрудничества и реализации конкретных проектов, в том числе на основе обозначенной моим коллегой Декларации о партнерстве для модернизации, которая была подписана в ходе вышеупомянутого визита Президента Австрии.

Активно работает двусторонняя Межправительственная комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству и Российско-Австрийский деловой совет. Мы заинтересованы в расширении взаимных инвестиционных проектов. Рады, что австрийские компании участвуют в реализации инфраструктурных программ, связанных с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи. Новое перспективное направление - создание туристического кластера в регионе Северного Кавказа. Будем заинтересованы в том, чтобы австрийский капитал и здесь нашел свою нишу. В целом намерены двигаться дальше по всем этим направлениям.

Сегодня мы не могли не затронуть историческую тематику, связанную со Второй мировой войной и ее итогами. Я вновь выразил признательность австрийской стороне за бережное и внимательное отношение к памяти и захоронениям советских воинов, отдавших жизнь за освобождение Австрии от фашизма. Мы знаем о планах Министерства внутренних дел Австрии обновить экспозицию в Маутхаузене. Будем готовы активно этому содействовать путем предоставления архивных материалов и в иных формах.

Наша совместная повестка дня, связанная с многосторонними процессами, довольно широка. Мы ценим активную позицию Австрии в пользу углубления стратегического партнерства между Российской Федерацией и Европейским союзом, в том числе в продвижении к безвизовому режиму, а также по другим направлениям, связанным с энергетическим сотрудничеством, взаимодействием в сфере кризисного реагирования и др.

По понятным причинам среди международных вопросов в центре нашего внимания была Сирия. Не просто как изолированная тема, а как проблема, которая затрагивает обширный регион Ближнего Востока и Северной Африки, многие другие соседние страны и, если хотите, сами основы современного мироустройства. От того, как международное сообщество будет реагировать на эту проблему, зависит будущее международной системы. От этого будет зависеть то, насколько все мы привержены основополагающим принципам Устава ООН. У нас есть ощущение, что наши австрийские друзья понимают все аспекты этой ситуации и рассматривают ее во всеобъемлющем, широком контексте.

Мы, безусловно, едины в понимании необходимости прекратить насилие, откуда бы оно ни исходило, в том, что интервенции извне быть не должно и что проблема должна решаться на пути общесирийского инклюзивного политического диалога. В этом состояла изначальная позиция Лиги арабских государств, заключенная в ее инициативе, выдвинутой в ноябре прошлого года. Мы эту инициативу активнейшим образом поддержали. До сих пор в Совете Безопасности ООН остается российский проект резолюции, основанный на той ноябрьской инициативе ЛАГ.

По большому счету, мы стоим перед следующим выбором. Если ведущие члены международного сообщества будут требовать смены режима, как предварительного условия всего остального, то, по вынесенному мной из недавней поездки в Дамаск убеждению, этот путь ведет к полномасштабной гражданской войне с непредсказуемыми последствиями. Если же мы все-таки хотим как можно скорее прекратить кровопролитие, то тогда нужно отказаться от предварительных условий и единым голосом потребовать от всех без исключения сирийских сил, которые стреляют друг в друга в Сирии, прекратить это и сесть за стол переговоров. Мы однозначно выступаем за второй вариант, потому что только он способен сократить количество невинных жертв в этой очень важной для всего арабского мира стране.

Безусловно, мы открыты к работе в ООН. Не мы «захлопнули дверь» 5 февраля с.г. - мы были готовы продолжать консультации по проекту резолюции СБ. Мы оценили шаги, которые соавторы уже сделали навстречу подходам России, Китая и других стран. Однако наши дополнительные предложения были отвергнуты. Предложения были очень простые. Когда резолюция требует от сирийского режима вывести армейские подразделения из городов, мы попросили добавить простую фразу о том, что это должно быть сделано одновременно с выводом из этих же городов вооруженной оппозицией, пытающейся захватить их - что, казалось бы, логично. Это было категорически отвергнуто. Получалось, что мы должны были голосовать за резолюцию, которая в одностороннем порядке требует от режима капитулировать и отдать города во власть вооруженных групп людей. Причем, мало кто понимает, кого эти люди представляют. В группы входят и «Братья мусульмане», и дезертиры, которые объединяются в «сирийскую свободную армию», и представители «Аль Каиды».

Напомню, нынешний руководитель «Аль Каиды» Аз-Завахири призвал всех объединяться против режима Б.Асада. Если бы подход наших коллег возобладал, кому бы мы отдали Сирию? Однако когда мы попросили дополнительно поработать над текстом, чтобы заключенные в нем правила и принципы получили конкретное воплощение в тех мерах, которые мы требуем принять, перед нами «захлопнули дверь». Резолюция, по сути, была поставлена на голосование в виде ультиматума.

Мы за продолжение усилий по поиску компромиссов, и варианты здесь очень простые: либо возобладают нереалистичные требования в качестве предварительного условия смены режима, либо все мы будем пытаться усадить сирийцев за стол переговоров. Думаю, что европейской культуре свойственно выбирать второй вариант.

В целом же, российские и австрийские подходы близки по большинству международных проблем. Как я уже сказал, мы ценим наше взаимодействие в рамках отношений Россия - ЕС, приверженность Австрии международному праву, центральной роли ООН, Уставу ООН. Уверен, это прочная база для дальнейшего укрепления нашего партнерства.

Вопрос: Из позиции России по Сирии можно сделать вывод, что режим Б.Асада важнее, чем жизни людей, которые приносятся в жертву этому режиму?

С.Лавров: Я сказал совершенно противоположную вещь, а именно - требование смены режима в качестве предварительного условия для всех остальных мер - это прямой путь к дальнейшему увеличению количества невинных жертв.

Вопрос: Есть сведения о том, что Президент Сирии Б.Асад определил период в шесть месяцев, в течение которого он будет продолжать руководить страной. По истечении этого периода пройдут выборы, в которых Б.Асад не будет участвовать. Можете ли Вы подтвердить эту информацию?

С.В.Лавров: У меня нет таких данных, я не слышал об этом. В то же время нет ничего невозможного, если сесть за стол переговоров. Те, кто требует от сирийской оппозиции этого не делать, берут на себя колоссальную ответственность. Повторю еще раз - договариваться можно обо всем, но сначала нужно сесть за стол переговоров, от чего категорически отказываются некоторые оппозиционеры и от чего их настоятельно отговаривают некоторые внешние игроки. Они берут на себя ответственность за продолжающиеся потери среди мирных граждан.

Вопрос (адресован М.Шпиндельэггеру): Каковы, на Ваш взгляд, перспективы расширения сотрудничества между Россией и ЕС в энергетической сфере, особенно в связи с противоречивой ситуацией вокруг Третьего энергетического пакета?

С.В.Лавров (после ответа М.Шпиндельэггера): Хотел бы добавить к сказанному моим австрийским коллегой относительно военного сотрудничества между Россией и ЕС, даже если перевод оказался не совсем точным. Уже налажены контакты между российским Генштабом и Военным комитетом ЕС, и они достаточно регулярные. Мы обсуждаем с ЕС соглашение о сотрудничестве в сфере кризисного реагирования, ведем разговор о взаимодействии по целому ряду миротворческих операций, по типу того, как это осуществлялось в Центральноафриканской республике и Чаде, и как сейчас это происходит в контексте борьбы с пиратством и т.д. Так что, мы сотрудничаем и в энергетике, и в военной сфере.

Вопрос: Как Вы можете объяснить, что руководство Ирана не допускает на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ в том объеме, в котором это позволило бы снять все сомнения?

С.В.Лавров: Как в любом сложном вопросе, здесь нельзя рассчитывать на простые решения. Усилиями и Тегерана, и многих внешних игроков иранскую проблему долгие годы последовательно «загоняли» в очень непростую ситуацию, в том числе, когда в дополнение к коллективной позиции, закрепленной в резолюциях Совета Безопасности ООН, принимались односторонние санкции - а в случае с США имели место экстерриториальное действие - что категорически неприемлемо по всем нормам международного права. Такие односторонние санкции, к которым, помимо США, приобрел «вкус» и ЕС, подрывают коллективность и единство наших действий в отношении иранской ядерной программы (ИЯП). Наверняка, Иран будет этим пользоваться и уже пользуется. Это один аспект проблемы.

Говоря об этом, я отнюдь не пытаюсь умалить ответственность, которая лежит на иранском руководстве. Есть резолюции Совета управляющих МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН, и их надо выполнять. Иран имеет полное право в соответствии с ДНЯО иметь топливно-ядерный цикл, обогащать уран для атомных станций, но за долгие годы, пока Иран осуществлял программы, о которых не докладывал МАГАТЭ, накопились подозрения в отношении возможного военного измерения ИЯП. У МАГАТЭ есть ряд вопросов, которые обязательно нужно прояснить, и Россия заинтересована в этом не меньше других. Мы настаиваем, чтобы в диалоге между Ираном и МАГАТЭ эти вопросы были полностью закрыты, и Агентство могло доложить всем нам, что оно убедилось в отсутствии каких-либо военных аспектов ИЯП. Тогда Иран будет иметь полные, ничем не ограниченные права как любой другой неядерный член ДНЯО.

Но добиваться этой цели важно последовательно и не предпринимать действий, которые, по сути, провоцируют обострение ситуации в отношениях между всеми нами и Ираном, подталкивая ИРИ к отказу от сотрудничества.

Еще раз вернусь к теме односторонних санкций. Они из рода действий, которые совсем не помогают делу. В январе с.г. в Иране был принят заместитель Генерального директора МАГАТЭ. Конкретные результаты пока не достигнуты, но есть договоренность продолжать встречи. Мы будем настаивать на том, чтобы Иран выполнил требования, адресованные ему мировым сообществом, равно как и будем добиваться скорейшего возобновления переговоров между Ираном и группой стран в формате «5+1».

Повторю, здесь очень важно, чтобы все вели себя ответственно. Желающих спровоцировать Иран и подготовить почву для военных сценариев, к нашему сожалению и сожалению всех здравомыслящих людей, хватает. Принципиально важно, чтобы мы действовали в унисон. Наша общая задача - добиться полного уважения режима нераспространения ядерного оружия. Попытки сделать своей целью другой режим, например, режим власти в Иране и задачу его смещения, будут противоречить общей и всеми заявленной цели.

Вопрос: Как Вы относитесь к новому предложению Франции по резолюции СБ ООН об открытии в Сирии гуманитарных коридоров для обеспечения медицинского и иного содействия населению? Могла бы Россия поддержать такую инициативу?

С.В.Лавров: Я слышал об этой идее сегодня от одного из корреспондентов в Гааге, а именно, что французы якобы планируют внести в Совбез новую резолюцию, которая будет касаться гуманитарных коридоров. Я не видел никакого документа на этот счет. Я встречаюсь завтра с Министром иностранных дел Франции А.Жюппе. Если задумка вызрела, наверное, мне о ней расскажут. Пока не увижу текста, не могу его комментировать.

Ясно одно - любые решения, предполагающие развертывание международных присутствий на чьей-либо территории, должны приниматься в условиях, когда на это есть согласие всех вовлеченных в конфликт сторон. Это базовый принцип, закрепленный во всех миротворческих операциях ООН, и он не может игнорироваться. Надеюсь, завтра меня ознакомят с упомянутой в Вашем вопросе инициативой.

Но все же завтрашний форум я связываю с темой, относящейся к борьбе с наркоугрозой, исходящей из Афганистана, чему, собственно, и будет посвящена венская Конференция, на которую приезжают и А.Жюппе, и Генеральный секретарь ООН и многие другие. Нас очень тревожит ситуация, складывающаяся вокруг проблемы афганских наркотиков. Наркопроизводство и наркотрафик растут, от чего все больше страдают граждане и России, граждане соседних стран и европейцы. Мы хотим, чтобы конференция завершилась пониманием и закреплением комплексного подхода, который будет направлен не просто на борьбу с симптомами афганской наркоугрозы в виде развертывания каких-то операций за пределами Афганистана по перехвату наркопотоков, но который будет, прежде всего, направлен на борьбу с причиной этой болезни, а именно - наркопроизводством внутри Афганистана.

Необходимо решительным образом настраивать афганское руководство, МССБ, которые находятся в ИРА по мандату СБ ООН, на то, чтобы они уничтожали наркопосевы, плантации опийного мака, лаборатории, где производится героин, и чтобы перекрыть поток, в том числе из европейских стран, прекурсоров, используемых при производстве героина. Эта задача будет для нас главной. Проблема обострилась до предела, она уносит огромное количество жизней. Разумеется, мы поговорим и на многие другие темы, но я бы хотел, чтобы завтрашний день был нацелен на выработку коллективной позиции по более эффективной борьбе с афганской наркоугрозой.

ООН, Афганистан, ЯО, наркотики, Иран, МИД России, Ближний Восток, ЕС, Сирия

Previous post Next post
Up