Оригинал взят у
druid1974 в
Аркаим ни что! Зюраткуль все!!!!!! Удалось проследить и пути проникновения южноуральского населения в каменном веке на запад вплоть до Прибалтики и Финляндии. При раскопках стоянки каменного века на территории Финляндии найдены сани, изготовленные из уральского кедра. Оказалось, что главными путями проникновения из Азии в Европу в то время были озеро Зюраткуль, реки Большая Сатка, Ай и далее.
В 1968-1969 годах на Зюраткуле работала Южно-Уральская комплексная археологическая экспедиция Института археологии Академии Наук СССР под руководством Г.Н.Матюшина и начальника Зюраткульского археологического отряда С.В.Ошибкиной. Из саткинцев в раскопках приняли участь М.А.Коростелев (инспектор Южно-Уральского бассейнового управления, председатель Саткинского райсовета ВООП) и директор Саткинского краеведческого музея В.П.Пономарева. Экспедиция всесторонне обследовала памятники мезолита и неолита от Волги и Камы до Урала и Тобола. Она побывала на берегах Демы, Белой, Уфимки и Ая, дошла до озера Зюраткуль, и окончательно установила, что заселение Урала, Предуралья и Среднего Поволжья произошло примерно в один период - в конце плейстоцена и начале раннего голоцена, т.е. сразу же после отступления ледников с территории Восточной Европы, около 15тысяч лет тому назад.
Г.Н. Матюшин так описал сенсационное открытие зюраткульских находок: «Первые яшмовые поделки здесь были найдены при ремонте плотины в 1967 году, когда уровень озера понизился и обнажилось дно. При обследовании озера в 1968-1969 годах нами было открыто восемь стоянок человека каменного века. Некоторые из них были долговременными поселениями, другие лишь кратковременными стоянками, третьи - местами остановок древних рыбаков и охотников. И на всех этих стоянках найдены орудия из яшмы. На двух из них (мысы Каменный и «Долгий ельник») во время раскопок обнаружены остатки древних жилищ, стены которых выложены камнем.
В жилищах всевозможные кремниевые и яшмовые поделки и обломки таких же сосудов с орнаментами, какие встречались на Чебаркульской стоянке и которые мы видели в Миасском, Златоустовском, Саткинском и Челябинском музеях. Это украшенные загадочными рисунками неолитические сосуды, изготовленные около 5-6 тысяч лет назад. На «Долгом ельнике» при подъеме воды в озере слой земли, который прикрывал остатки жилища каменного века, был размыт, но так как течения здесь не было, то все находки остались на своих местах. Когда из-за ремонта плотины уровень озера понизился на 4-5 метров, нашему взору открылась редкая картина - развалы стен жилища, очаги с грудами осколков камня, орудий, грузил, сосудов и т.п. лежали прямо на поверхности, как будто бы только что были оставлены первобытными рыболовами. Раскопок не требовалось - все лишнее смыла вода. Правда, от долгого пребывания под водой некоторые древнейшие предметы, например, сосуды, стали рыхлыми и под палящими лучами солнца прямо на наших глазах рассыпались в прах. Приходилось очень оперативно консервировать то, что сохранилось. Орудий из яшмы на этой стоянке было меньше, больше было изделий из кремня, сланца и даже гранита, который вообще-то малопригоден для орудий. Особенно восхищали длинные, острые, прямо-таки ювелирно обработанные кинжалы, с обеих сторон они были покрыты ретушью - следы сколов мелких чешуек образовали как бы тонкую рябь по всей поверхности орудия, казалось, древние люди хотели изобразить на твердом камне волнующуюся поверхность озера. В жилище на Каменном мысу вместе с яшмой, кремневыми и сланцевыми орудиями были найдены мотыги, изготовленные из кварцита. Эти редкие находки наводят на размышления. Мотыга - земледельческое орудие, и то, что мы нашли мотыги в жилище каменного века, позволило предполагать, что на Южном Урале уже в то время появилось земледелие.
На южном берегу озера, на Безымянном мысу, располагалась самая древняя стоянка. Она относилась к эпохе мезолита (8-12 тысяч лет назад). Орудий из яшимы здесь было больше, чем на неолитических поселениях. Особенно любопытны были маленькие (всего 1,5-2 см в длину) яшмовые ножички в виде правильных ромбов, трапеций и треугольников. Вначале они поразили нас своей остротой - ими можно было бриться. Позднее, когда мы с ними столкнулись не раз на стоянках в центре яшмового пояса, оказалось, что с этими трапециями связано много интересных научных проблем. Вначале нужно разобраться, где местные первобытные художники добывали яшму для своих чудесных поделок и орудий. Самое интересное было то, что и трапециевидные ножички и резцы, скребки и другие орудия, найденные при раскопках на Зюраткуле, были сделаны из той же темно-красной с нежно-зелеными полосками яшмы, из которой были выполнены чаша-храм, колонны на беломраморном камине Зимнего Дворца и другие шедевры 18-го и 19-го веков. Только на Зюраткуле яшма использовалась на десять тысяч лет раньше».
Выяснилось, что на поделки эпохи мезолита и неолита зюраткульские аборигены использовали только кушкульдинскую яшму, которую брали на озере Узункуль вблизи нынешней деревни Наурузово (южнее Миасса). Многие яшмовые изделия представлены нуклеусами и микролитами. Микролиты - значит «маленькие камни» «микрос» - «малый»), кремнивые или яшмовые орудия, 1-2 см длины, имеющие форму треугольников, ромбов, трапеций, сегментов. Геометрические микролиты до сих пор находили только в Прикаспии, на Ближнем Востоке, на Кавказе. О назначении их было много споров. Предполагали, что это предметы искусства, орудия для бритья, ритуального обрезания и т.п. Споры шли до тех пор, пока в Западной Европе не нашли микролиты воткнувшимися в позвоночники убитых животных. Стало ясно, что они использовались как наконечники стрел. А на стоянке «Янтелька» были найдены остатки ножа, в лезвие которого были впрессованы острые, тщательно подогнанные друг к другу трапеции и треугольники из яшмы. Видимо, строгая геометричность позволила быстро и точно подгонять вкладыши для лезвий любого орудия. Один и тот же микролит можно было использовать и в качестве наконечника на стрелы, и в качестве вкладыша в лезвие кинжала, и в качестве рыболовного крючка, зуба гарпуна или остроги. Геометрические микролиты дали новый ключ к решению проблемы происхождения многих народов. Дело в том, что все эти трапеции, треугольники, ромбы имели своеобразную выемку, которую делали только мастера Южного Прикаспия - Ирана, Ирака и других стран. Сходство между южноуральскими и иранскими микролитами было настолько разительным, что, казалось, их сделал один мастер. Особой «производственной» ценности эта выемка не имела, но, видимо, это был своеобразный знак племени. На Кавказе, в Крыму и других местах микролиты были без выемок и не были такими вытянутыми, как на Урале и Прикаспии. Хотя стоянки с микролитами были, как правило, связаны с рекой Урал и её притоками, по которым могло прийти в древности население с Прикаспия, долгое время в это не верили, так как на промежуточной территории между Уралом и Южным Прикаспием микролитов не находили. Только в последдние годы стоянки с микролитами были найдены по всему Восточному Прикаспию и даже на реке Эмбе и Среднем Урале. Стало ясно, что где-то в конце ледникоового периода в зону яшмового пояса Урала проникло население с Прикаспия.
Интересно, что когда археологи нанесли на карту все места на таких микролитов, то оказалось, что от Северного Ирана и Ирака они вдоль восточного берега Каспия к Южному Уралу, возникло предположение, что около 10-12 тысяч лет назад население «полумесяца плодородия» - Ближнего Востока, где тогда возникло земледелие и скотоводство, ушли на Урал. Американские исследователи, в частности, профессор Чикагского колледжа Роберт Брейвуд, познакомившись с зюраткульскими находками, также подтвердил предположение о том, что Южный Урал в период каменного века был заселён выходцами из Южного Прикаспия. Что заставило древних людей переселиться на столь далёкие расстояния - сказать трудно, но можно отметить, что в это время на всей планете резко повысилась температура на несколько десятков градусов. Это привело к таянию ледников на севере, а на юге - в горах Загреса и Южном Прикаспии, это, видимо, привело к засухе, которая заставила переселиться на север людей, и животных. Любопытно, что племена с геометрическими микролитами заселяли именно те области Евразии, которые теперь занимают родственные по языку народы индоевропейской семьи. Может быть, такое расселение по широкой территории в мезолите и привело к распространению родственных языков и культур.